Итоги
за 2019г.
По данным TAdviser
Выручка российских компаний от CRM-проектов в 2018-2019 годах
TAdviser 2020
::::::::::::::::::::::::::
Итоги за
2016-2017
По итогам 2016 года TAdviser оценивает объем
отечественного рынка CRM на уровне 10,4 млрд
рублей. Рынок вырос примерно на 5%, при этом динамика снизилась. В 2015 году
российский рынок CRM увеличился в объеме на 10%.
По итогам 2017 года TAdviser прогнозирует рост
на уровне 8-10%.
Российский рынок CRM можно грубо разделить на 2
части – это сегмент крупных заказчиков, среди которых востребованы тяжеловесные
иностранные решения, и сегмент СМБ, где в приоритете отечественные продукты.
Крупные компании, которые выбирают систему как
платформу для развития бизнеса, пока не находят альтернативы зарубежным решениям.
Инвестиции вендора в развитие продукта, технологическое превосходство, широкая
партнерская сеть – то, что отличает «зрелые» CRM-решения.
|
Однако на
традиционных игроков оказывают давление новички, что вынуждает вендоров
вносить изменения в привычные модели. Например, за последние несколько
лет появилось множество новых российских CRM-решений, ориентированных на
средний и малый рынок. Конкуренция в этом сегменте усилилась. Причем
российские разработчики, следуя трендам, делают ставку на облачные
решения, а также предлагают пользователям мобильное приложение,
аналитические возможности и интеграцию с social media, - рассказала
TAdviser
Аурика Савчук, директор департамента многофункциональных клиентских
решений и сервисов
GMCS. |
|
О том, что на рынке появляется все больше
российских игроков CRM-решений говорит и
Иван Ерохин, директор по развитию Центра внедрения бизнес-систем компании «Инфосистемы
Джет». По его словам, отечественные решения в основном ориентированы на
малый и средний бизнес, что обусловлено текущей ситуацией роста технологичности
предприятий в этом сегменте. При этом, он замечает все больше предложений на
среднефункциональные системы для автоматизации продаж и маркетинга.
|
Это хороший признак,
так как он показывает степень проникновения автоматизации в процессы
предприятий малого и среднего бизнеса, - сообщил TAdviser представитель
«Инфосистем Джет».
|
|
Если говорить о динамике рынка, то его участники
в целом отмечают движение со знаком «+». Кто-то фиксирует умеренный, кто-то –
значительный рост.
Денис Стороженко, генеральный директор
компании
Columbus Russia & CIS, характеризует состояние российского рынка, как
сдержанную оттепель.
|
В сравнении с
этапом финансовых волнений прошлых лет сегодня уже можно говорить об
умеренном, но уверенном росте отечественного рынка CRM, - добавил он.
|
|
Алексей Чаплыгин, руководитель
направления CRM/BPM-систем компании «1С-Рарус»
также говорит о росте, отмечая, что динамика российского рынка CRM несколько
выше, чем состояние экономики в целом.
|
Объем рынка будет
выше относительно 2016 года. Причем рост будет выше, чем российская
экономика в целом. Но это будет не двузначный рост, - отметил Алексей
Чаплыгин. |
|
Николай Савельев, директор по развитию бизнеса,
департамента CRM компании «Норбит»
(ГК «Ланит»),
считает, что за последние 5 лет рынок CRM решений вырос значительно. По его
словам, появилось множество локальных вендоров, разрабатывающих достойные
решения для разных сфер бизнеса.
|
Вендоры проводят
маркетинговые кампании, тем самым «подогревают» рынок на всех его
уровнях (мелкий-средний-крупный). В свою очередь такой спрос
способствуют как развитию текущих игроков рынка ИТ-консалтинга в области
CRM, так и провоцирует появление новых команд, - рассказал TAdviser
эксперт «Норбит».
|
|
Софья Тотмакова, руководитель
департамента CRM компании
Navicon, считает, что спрос на CRM - один из самых стабильных на российском
ИТ-рынке, что во многом объясняется набирающим популярность государственным
инициативам в области цифровизации экономики.
|
Компании в первую
очередь хотят оцифровать те бизнес-процессы, итог автоматизации которых
будет заметен в ближайшей перспективе: повышение эффективности
маркетингового взаимодействия с клиентами позитивно влияет на рост их
лояльности и увеличение клиентской базы, а в более долгосрочном
горизонте планирования – и на рост продаж. CRM-система дает компаниям
возможность по-новому, «с другого угла» взглянуть на клиентов, глубоко
изучить их потребности и интересы и сделать такое предложение, от
которого невозможно отказаться. Поэтому потребность в автоматизации
взаимоотношений с потребителями будет расти еще несколько лет, -
сообщила TAdviser руководитель департамента CRM компании Navicon.
|
|
Объем отечественного рынка CRM она оценивает
приблизительно в 12,6 млрд рублей с ежегодным приростом в 2013-2016 годах на
уровне 10-12%.
|
По мнению
аналитиков нашей компании, в 2017 году динамика рынка возрастет в связи
со стабилизацией экономической ситуации, появлением на рынке новых
классов CRM-решений и ростом интереса к мобильным инструментам CRM,
поэтому можем прогнозировать рост рынка в 12-15%, - отметила Софья
Тотмакова. |
|
Мария Бар-Бирюкова, заместитель
генерального директора ГК «Корус
Консалтинг», ожидает устойчивого роста рынка в среднем на 20-30%. По её
мнению, потребности в CRM-системах у бизнеса сильны, поэтому без этих решений
многие отрасли, в т.ч.
ритейл,
дистрибуция, транспортная логистика, финансовый сектор и другие, не смогут
полноценно развивать свой бизнес.
По мнению
Алексея Клочкова, директора
Terrasoft (Регион Россия), сегодня рынок, технологии, потребности клиентов
меняются с ошеломляющей скоростью. И то, что работало еще вчера, становится
неэффективным уже сегодня. Чтобы повысить скорость реакции на изменения внешней
среды, компании вынуждены трансформироваться, использовать новые инструменты и
подходы к ведению бизнеса. Безусловно, это отражается на развитии корпоративного
ПО и в том числе CRM. На смену устаревшим инструментам приходят современные
технологии, которые способны дать бизнесу необходимую скорость и гибкость.
|
Во-первых, мы наблюдаем возросший интерес
наших клиентов сразу к нескольким продуктам bpm’online в бандле. Причина
в том, что границы между процессами маркетинга, продаж и сервиса стали
настолько размытыми, что уже в принципе не могут существовать раздельно.
Как результат, максимального эффекта от внедрения CRM компании могут
достичь, используя единые подходы в работе с клиентами и единую
технологическую платформу. Во-вторых, если раньше бизнес был готов ждать
старта работы в системе, то теперь все хотят начать работать в CRM в
кратчайшие сроки, использовать готовый функционал и сразу получать
результаты. Поэтому сейчас востребованы коробочные решения с готовыми
наборами процессов, с готовыми расширениями и интеграциями. Кроме того,
нужна возможность быстро и гибко настроить продукт, а также, учитывая
насколько динамично меняется рынок, возможность менять его на лету и
масштабировать в будущем, - пояснил эксперт Terrasoft. |
::::::::::::::::::::::::::
Итоги за 2013г.
Gartner о состоянии рынка CRM в 2013г. >>>
::::::::::::::::::::::::::
Итоги за 2009г.
Рынок CRM в эпоху кризиса >>>
::::::::::::::::::::::::::
Итоги за 2008г.
Прибыли производителей на мировом рынке CRM >>>
|