|
gemba: Основной принцип концепции
gemba kaizen.
Это напоминание о том, что когда случается что-либо
отклоняющееся от нормы, либо когда
менеджер хочет знать текущее состояние дел, он
или она должны пойти на рабочее
место, ибо оно является источником любой информации.
Японцы знают толк и в производстве и в бизнесе.
Вот
они в 1986 году и придумали концепцию
Kaizen,
которая стала одним из ключевых понятий
в менеджменте. В этой концепции есть термин гемба. Под ним понимается
рабочее место, где реально создается прибавочная стоимость. Это
сборочный цех, прилавок в магазине, место продажи в оптовой фирме.
Именно там крайняя точка, узел проблем, источник информации о работе
фирмы.
Казалось бы,
в наш информационный век вся информация есть в компьютере, в
ERP
или CRM системе. Куча народа
вбивает в нее данные, менеджеры получают красивые цветные отчеты, да и
совешания с начальниками департаментов вполне обеспечивают обратную
связь. Однако японцы сказали нет - надо идти на гембу!
Ну надо
так надо. Идем!
Значит
так - прежде чем начать руководить людьми в кабинете, каждый начальник
должен стать к станку, к прилавку, сесть на входящие телефонные звонки и
собственной шкурой почувствовать, что такое гемба. На себе
почувствовать! Потому что никакие рассказы и бумажные отчеты не дадут
представления о реальной ситуации и реальных проблемах. Человеческое
воображение обманывает, а на бумаге все состояние дел не отобразишь. Да
и каждый начальник при написании докладных норовит преукрасить
положение вещей и умолчать о проблемах. Надо собрать все свое мужество и
пойти на гембу! На гембе вы получите первичную неискаженную информацию о
проблеме и сможете ее, проблему, оперативно решить!

Вот как рассказывает в интервью газете Ведомости о своем выходе на гембу Герман Греф, президент Сбербанка России:
"— В одном из своих первых ежемесячных писем сотрудникам вы говорили, что топ-менеджеры должны раз в месяц ходить на «гембу». А вы лично ходите в отделения? Сидели на месте операциониста?
— Как операционист не работал. Для этого сначала надо сдать экзамен и получить соответствующий допуск. Но на «гембе» регулярно бываю. Я провожу достаточно много времени в отделениях, наблюдая за тем, как работают люди и системы, где у них избыточные потери времени, не создающие ценности для клиента. Я смотрю, как люди работают с клиентами, выдают кредиты, принимают депозиты, осуществляют другие операции, насколько квалифицированно они дают консультации, задаю вопросы по разным продуктам. Это обязательный элемент. Если ты не бываешь на «гембе», ты не понимаешь, что у тебя происходит".
Маасаки Имаи
в своей книге Гемба Кайдзен
рекомендует применять
пять золотых правил
gemba
менеджмента:
-
Ищите
корень проблемы на рабочем месте.
Иными словами, возникла проблема? - Идите на
рабочее место.
-
Проверьте
материальные объекты;
-
Принимайте временные меры прямо на месте;
-
Вскройте основную причину проблемы и
устраните эту причину;
-
Пусть станет нормой предупреждение повторения
подобных проблем.
Где же гемба у
нас в фирмах, где внедряются CRM системы?
По-видимому, это отделы продаж, маркетинга и
сервисные службы. Поработайте сами и пошлите своих подчиненных
на рабочее место сейла или саппорта и вы увидите реальное
положение вещей! Вы поймете, почему продавец не забивает
информацию в CRM систему, почему половина
рекламы не работает :), почему начальник
сервисного отдела не любит эскалации инциндентов. И наконец, вы
научитесь любить клиентов и закалите силу воли.
А если серьезно, у вам просто появиться стереоскопическое
видение всех проблем и пути их решения.
Японцы считают, что на
рабочем месте
(gemba)
существуют только два вида деятельности: имеющие ценность и
бесполезные. В концепции
gemba kaizen
все усилия направляются на то, чтобы избежать бесполезных видов
деятельности. Освободите
ваших сейлов от ненужной работы, если они тратят много времени
на ввод данных: купите им диктофоны и посадите оператора вводить
данные. Если ваши маркетологи сами верстают рекламные материалы
- наймите им дизайнера и освободите их время для полезной
деятельности. Не допускайте квалифицированных инженеров до
первой линии сервисной службы - не их это дело. Пусть
подготовленные профессиональные сервисмены вызубрят базу знаний
и часть проблем пользователей будет решена на лету. Остальные претензии
отразят заявки-инцинденты, которые решат специалисты. То, что
не решат инженеры, будет решать их шеф и другое начальство.
Главное - польза для дела, а не ритуалы.
Концепцию
Kaizen
следует
рассматривать в качестве принципов, основанных
на здравом смысле, применяемых управленцами
повсюду. Этот
процесс обеспечивает медленно нарастающий
прогресс, который в конце концов
окупается.
Kaizen
так же является подходом с минимальными рисками
- управленцы всегда могут
вернуться на прежний путь, не произведя крупных затрат.
Вы
впечатлены прочитанным?
Тогда поднимитесь со
своего кресла и вперед на гембу!
Литература.
Маасаки Имаи.
Гемба Кайдзен. Бизнес-бук, 2006
|