Незалежна українка: Катерина Костерева
Взбесить Катерину
Костереву мне удалось через пять минут после начала разговора. Я
спросила владелицу одной из крупнейшей IT-компаний Украины, в чём
преимущество её компании, и она ответила: в клиентоориентированности.
Мол, для них всегда клиент на первом месте. На замечание, что это так
себе отличие и в любой нормальной компании клиентами занимаются сразу,
как от них поступает запрос, Костерева вспыхнула: «Это не так, и вы это
знаете!»
Я думала, миссия
провалена, но через пару минут Костерева вернулась в хорошее
расположение духа. И даже посмеялась, когда я спросила, какие женские
уловки она использует для коллектива в 500 человек, где большинство
мужчины. Ответ: уловок в её арсенале нет, но она не сомневается, что
женский стиль управления может быть не менее эффективным, чем мужской.
Быть мягкой во время переговоров — нормально. С сексистскими
стереотипами Костерева не сталкивалась и сама не делит коллег и
партнёров по гендерному признаку.
Компания
Terrasoft была основана в 2002 году 25-летней Костеревой и её партнёром
Александром Поповым. У Костеревой к тому моменту было техническое
образование и опыт работы в IBM Украина. Она поняла, что хочет
заниматься системами управления взаимоотношениями с клиентами — CRM. На
тот момент такого понятия Россия и Украина почти не знали, рынка не
было. Они с Поповым разработали первую версию софта за несколько месяцев
и начали активно его продвигать.
«Рынка не было, но
продажи пошли сразу, — вспоминает Костерева. — Клиенты начали приходить
сами, когда появился сайт. Я и сама активно искала клиентов, обзванивала
компании, делала презентации. Первые три года проводила по четыре
презентации в день. Это была миссионерская деятельность».
Костерева запомнила
первый успех. Предприниматель купил три лицензии для сотрудников —
просто чтобы попробовать. А через неделю позвонил ещё раз и попросил ещё
две. Спустя два месяца после запуска появился повод для вечеринки:
компания сразу купила 50 лицензий.
Сейчас у Terrasoft 5 500
клиентов. Преимущественно крупные компании: «Яндекс», hh.ru, «Билайн»,
Heinz, Bayer, Альфа-Банк, «Белый Ветер Цифровой». Крупными заказами
считают закупки от тысячи лицензий. Количество пользователей программой
Terrasoft превышает 300 000. Большая часть клиентов находится в России.
Свою долю на рынке CRM в СНГ сама компания оценивает в 15%. Среди
крупных предприятий на рынке СНГ у Terrasoft три конкурента: Oracle,
Microsoft, SAP. Есть масса производителей CRM-систем из России, но все
они ориентированы на малый и средний бизнес.
Цель Terrasoft —
завоевать англоязычный мир. Это трудная задача, так как о Terrasoft там
мало кто слышал, а рынок перегрет. «В 2011 году у нас появилась новая
платформа, и мы выпустили её на западный рынок. У нас была иллюзия, что
работать на западном рынке мы сможем точно так же, как в СНГ. Но не
смогли, — делится Костерева. — Мы полтора года экспериментировали,
прежде чем получить первого по-настоящему крупного клиента в США — завод
Schneider Electric. Наше конкурентное преимущество выручает: мы
разработали платформу BPM (business process management, управление
бизнес-процессами), которая позволяет настроить бизнес-процессы
предприятия под свои нужды силами аналитиков, без привлечения
программистов. На Западе крупные предприятия используют подобные
решения, но это стоит совсем других денег».
Terrasoft всегда
развивалась органически: никогда не брала кредитов и не привлекала
инвесторов. Костерева говорит, что создавала бизнес из страха. Главный
страх её жизни — не реализовать собственные идеи. Деньги никогда не были
её мотиватором, и она ценит людей с таким же подходом.
В компании избирательная
кадровая политика: «Мы очень дорожим нашей корпоративной культурой и
фильтруем людей по базовым компетенциям: ответственность, порядочность,
стремление к совершенству. Например, к нам на собеседование может прийти
технически очень квалифицированный человек, но если у нас будут вопросы
к его базовым компетенциям, мы его не возьмём».
Возвращаясь к теме
клиентов, Костерева рассказала, что в Terrasoft свободный график, но
когда бы ни звонил партнёр, ответить надо сразу же. Хотя бывают
исключения. Как только начался Евромайдан, Костерева написала, что все
желающие могут идти туда; оформлять отпуск не надо. В недавно
отстроенной Terrasoft офисной высотке со спортзалом и душевыми кабинами
компания даёт ночлег людям, которые приехали в Киев выразить
политическую позицию. Специально для них купили 50 спальных мешков.
«Я аполитична на 100%,
но у меня есть один интерес, — объясняет Костерева. — Мне очень хочется,
чтобы в России и Украине заработала прозрачная правовая система. Это
всё, что нужно бизнесу».
Она проводит в Москве
пару дней в неделю и уверена, что как бы ни развивались отношения между
Россией и Украиной, на бизнесе это не скажется: «Я не верю, что на рынке
программного обеспечения политико-экономические ограничения могут
ощутимо влиять на свободную конкуренцию в глобальных масштабах».
Полина Потапова
hopesandfears.com
_______________________________________________________________________
ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:
7 причин, почему внедрение CRM приносит одни проблемы
В какой CRM работают крупные компании?
Обзор CRM-системы BPMSoft
Презентация Битрикс24 Орион
Введение в Microsoft Dynamics 365 Copilot
Разбор SBER CRM
Аналоги 1С:Предприятие
Новые механизмы RegionSoft CRM 8.0
Что такое CSAT?
CRM-система 一 что это такое?
Обзор новинок релиза Битрикс24.Полярная звезда
Пишем клиентам из Planfix в Telegram
«Арника» - система управления салоном красоты
Переход с SAP на 1С за 1,5 месяца. Опыт компании Zentiva
CRM-маркетинг в Битрикс24: Сегментация клиентов
Как внедряли новый процессинг для программ лояльности «Пятёрочки» и «Перекрёстка»
Какая в Мегаплане воронка продаж?
Результаты качественного исследования программ лояльности и CRM-маркетинга в России
Презентация новой версии amoCRM 2022
Чем хороша Low-code BPMS платформа от Comindware?
|