Катерина Костерева: Как создать бизнес без внешнего финансирования
Какие идеи ждет светлое
будущее?Успешный бизнес обычно основан
на том, чтобы найти свой Голубой океан. Стратегия голубого океана заключается в
создании новых рынков («голубой океан») вместо того, чтобы конкурировать на
высоко конкурентных рынках («багровый океан»).
Пример из личного
опыта: в 2002 году, когда была создана компания Terrasoft, как такового рынка
CRM на территории СНГ не было. Фактически, компания создала потребность в данном
продукте, тем самым создав рынок, который обеспечил ей быстрый рост.
Сейчас практически все
новые голубые океаны начинаются со слова «простой». Dropbox – простой инструмент
для синхронизации данных, coursera – простой способ прослушать онлайн-курсы
Berkeley или Stanford. Если нужно найти свежие идеи для бизнеса, начните с тех,
которые сделают жизнь ваших будущих пользователей проще.
Хорошие идеи
притягивают деньги, но…Бизнес стоит на
устоявшихся догмах и стереотипах, которые в одних случаях могут быть уже
неактуальными, в других – быть вырваны из контекста и трактоваться неверно.
Первая неправильно
трактуемая догма – идеи притягивают деньги. Обычно ее понимают так: у вас есть
достойная идея, которая, по всем канонам жанра, умещается в одну фразу на
салфетке, и уже с одной этой идеей можно бежать за инвестициями. На самом деле,
идея – необходимое, но не достаточное условие успеха. Только труд в режиме 24/7
позволит «запустить» идею, сделать пилотный продукт или проект, который можно
будет показать клиентам или инвесторам.
Скорее всего, на
первых порах денег у предпринимателя будет немного, а будут периоды, когда их
вовсе не будет. И если мотивация завязана лишь на финансовую сторону бизнеса, то
вы быстро забросите ваше начинание.
Предприниматель = one
man army, но…Роль одинокого
гения-предпринимателя немного преувеличена. Обычно в стартапе есть гений и есть
предприниматель. Даже самые великие бизнесмены не начинали в одиночку: у Стива
Джобса был Стив Возняк, у Билла Гейтса – Пол Ален, у Пейджа и Брина — Эрик
Шмидт. Один может разрабатывать продукт, другой – продавать; один – писать
техническую документацию, другой – рекламные тексты; один отвечает за то, чтобы
в офисе был кофе и сахар, другой работает курьером.
Продажи через
интернет – это будущее, но…Первые продажи можно
сделать через offline знакомства. Интернет – это катализатор продаж, но не
всегда «механизм запуска». Обычно, правило 3F – Friends, Family and Fools
используют только в контексте поиска инвестиций. Почему не попробовать это же
правило применить к продажам? Всегда легче делать первые продажи с людьми,
которые к вам расположены, а не с теми, кому вы безразличны.
Продукт должен
продавать себя сам, но…Не думаю, что
существует много предпринимателей, которые с первого релиза смогли создать
идеальный продукт или услугу. Первые версии продукта могут быть далеки от
совершенства, но, если они способны нести ценность для клиента – начните его
продвигать, давать бесплатные версии, предлагать пилотные проекты.
Если первые попытки
привлечь клиентов будут неудачными, не стоит думать, что продукт плохой. Ведь
даже в развитых рынках каждая продажа требует значительных усилий. Например, в
CRM-отрасли, к одной средней или крупной сделке ведет 50 первых контактов, 5
проведенных встреч, 3 подготовленных коммерческих предложения.
Нужно быть
визионером, но…Все любят истории о
способностях предпринимателей предвидеть будущее. Генри Форд предвидел, что люди
пересядут с лошадей на персональные автомобили, Макс Ливчин верил в E-Commerce,
Билл Гейтс — в персональные компьютеры. На самом деле быть «провидцем» — не
врожденное качество человека, а приобретенное.
Чтобы стать визионером
нужно слушать своих клиентов, и постепенно улучшать свой продукт, опираясь на
полученную информацию. Со временем, вобрав в себя все знания клиентов, вы
сможете прогнозировать их потребности. Постепенно горизонт прогнозирования будет
увеличиваться, будут наступать моменты озарения, которые будут подталкивать вас
к верным решениям – это и есть визионерство.
Пока предприниматель
находится на начальных этапах, сформируйте у себя умение слушать клиентов. В
2002 году мы так и начинали. Мы настолько сфокусировались на решении задач
клиентов, что на питчи инвесторам просто не оставалось времени. Чем больше мы
проводили времени с клиентами, тем больше понимали их потребности, тем лучше
становился продукт, тем быстрее росли продажи. По-моему, когда твоими главными
инвесторами являются твои клиенты – это идеальный вариант развития бизнеса.
Вместо эпиграфаБрать инвестиции для
начала бизнеса или поднимать бизнес своими силами – вопрос выбора пути
достижения цели. К внешним инвестициям нужно относиться как к инструменту.
Причем, это не единственный и далеко не главный инструмент, что бы вам ни
говорили.
Главное, чтобы внутри были вера
в свой продукт и сила, которые будут двигать предпринимателя вперед. Как говорил
Черчилль: «Успех – это способность двигаться от одной неудачи к другой без
потери энтузиазма.»
ain.ua
_______________________________________________________________________
ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:
7 причин, почему внедрение CRM приносит одни проблемы
В какой CRM работают крупные компании?
Обзор CRM-системы BPMSoft
Презентация Битрикс24 Орион
Введение в Microsoft Dynamics 365 Copilot
Разбор SBER CRM
Аналоги 1С:Предприятие
Новые механизмы RegionSoft CRM 8.0
Что такое CSAT?
CRM-система 一 что это такое?
Обзор новинок релиза Битрикс24.Полярная звезда
Пишем клиентам из Planfix в Telegram
«Арника» - система управления салоном красоты
Переход с SAP на 1С за 1,5 месяца. Опыт компании Zentiva
CRM-маркетинг в Битрикс24: Сегментация клиентов
Как внедряли новый процессинг для программ лояльности «Пятёрочки» и «Перекрёстка»
Какая в Мегаплане воронка продаж?
Результаты качественного исследования программ лояльности и CRM-маркетинга в России
Презентация новой версии amoCRM 2022
Чем хороша Low-code BPMS платформа от Comindware?
|