"Вся наша идея развития построена на создании долгосрочных отношений с клиентами"
Перед какими вызовами стоит
сегодня российский банковский бизнес? Как выглядят перспективы его трансформации
с точки зрения крупнейших частных банков? Будут ли они продолжать развивать сети
физических отделений? Об этом корреспонденту BG рассказал председатель правления
Райффайзенбанка Сергей Монин.
BG:
Что означает переход от продуктовой модели к
клиентоориентированной? Что стоит за этими словами и зачем необходим этот
переход, затрагивает ли это вас?
С. М.:
У нас изначально используется такой подход, он проявляется во
всем. И вся наша идея развития построена на создании долгосрочных отношений
с клиентами. Мы говорим, что мы универсальный банк, который ценит своего
клиента и способен ему предложить, по сути, любой продукт. И мы так себя и
позиционируем на рынке. Если посмотрите на нашу рекламу, то до конца понять,
что конкретно мы продаем, достаточно сложно. Это, может быть, и не так
продуктивно, но с долгосрочной точки зрения это формирует у нашего клиента
понимание, что это именно тот банк, который ему нужен. Его должно
эстетически привлекать — как выглядит бренд и отделения, как выглядят и
общаются сотрудники. И значительно меньше мы рекламируем какие-то конкретные
продукты. И хотя у нас одна из самых низких кредитных ставок на рынке, на
рекламе Райффайзенбанка вы ее не увидите.
BG:
Как вы вообще понимаете понятие "клиентоориентированная
модель"?
С. М.:
При клиентоориентированном подходе нет изначальной цели
создать один конкретный продукт, а есть желание установить отношения с
клиентом так, что клиент сначала купит один продукт, а потом купит еще, и
еще, и еще. При таком подходе мы хотим понять потребности клиента, чтобы
предложить именно то, что ему нужно. И пытаемся строить свою продуктовую
линейку исходя из тех предпочтений, которые могут возникнуть у клиентов. И,
соответственно, не предлагать клиенту то, от чего он уже отказался, и то,
чего он больше не хочет.
BG:
С точки зрения организации банка, его структуры, построения
внутренней системы — что означает клиентоориентированность?
С. М.:
Прежде всего — большой акцент на CRM-систему и развитие
института клиентских менеджеров.
BG:
Если посмотреть в будущее, какие инновации могут появляться в
банковском бизнесе, года через три, например? Что планируете вы?
С. М.:
Некоторые признаки будущего уже можно видеть. Сейчас мы видим
такую тенденцию, как разделение операционной составляющей банковского
обслуживания и консультационной. Под эту концепцию будут создаваться
автоматизированные приложения и даже будет перестраиваться дизайн отделений.
Банки стремятся отделить операции клиентов, максимально их автоматизировать,
но при этом максимально приблизить к клиенту операционного менеджера как
консультанта. Это, условно говоря, идеология разделения на два зала: в одном
зале — автоматы, и клиенты производят операции в режиме самообслуживания, а
в другом — маленькие стоечки или скамеечки, где клиенты могут побеседовать с
консультантами. Банки стремятся к этому, чтобы персонал не был завален
рутинной операционной работой. Этим решается вопрос повышения эффективности,
а не только снижения издержек. Каждый сотрудник банка должен иметь больше
времени, чтобы вести созидательную деятельность. Если он завален
операционной работой, то вести креативную деятельность он не может.
BG:
Действительно ли на наших глазах происходит интернетизация банкинга, переход
на дистанционное обслуживание?
С. М.:
Банки очень активно занимаются развитием этих направлений и
очень много в это вкладывают. Существуют традиционные банковские системы,
которые уже давно находятся в использовании, в основном рассчитаны на
корпоративных клиентов. Проникновение интернет-обслуживания для частных лиц
в абсолютных цифрах пока незначительно. Построить на этом большой бизнес
прямо сегодня невозможно. Однако понятно, что этот показатель очень активно
растет, и к тому времени, когда это станет по-настоящему большим рынком,
банки хотят там иметь хорошее имя. То есть сегодня в интернете во многом
работают впрок. Есть, конечно, и текущие достаточно крупные объемы
интернет-операций, но в основном это делается с расчетом на будущее, потому
что все понимают, что будущее за мобильными технологиями.
Есть один любопытный факт. В
развитых странах, к примеру в США, использование интернета очень велико в
целом — и в банкинге в частности. Но в то время, когда развивалось
использование интернета в американских банках, количество отделений в них
тоже росло. Т. е. эти два канала обслуживания развивались параллельно. И
только недавно количество отделений перестало расти, и это связано с
появлением мобильных устройств, с тем, что банки стали выпускать специальные
мобильные приложения. Это этапная вещь — если банк помещается в мобильном
устройстве во всех своих ипостасях, включая операционную составляющую, вызов
консультанта и т. д., то этот банк становится ближе, удобнее и более
востребованным.
BG:
То есть ключевым является не проникновение интернета вообще,
а именно распространение мобильного интернета?
С. М.:
Можно интерпретировать эту тенденцию именно так.
BG:
А что вы скажете по поводу присутствия банков в социальных
сетях?
С. М.:
Пока это больше повод для разговоров. Я делал анализ, который
говорит о том, что по факту подписок на банковские страницы в соцсетях в
рунете всего 1,8 млн, притом что я уверен, что многие люди подписываются
сразу на несколько банков. То есть пока там очень маленькая аудитория. Я
думаю, что пока не найден способ, как банки через социальные сети могли бы
эффективно взаимодействовать с клиентами, развивать коммуникации. Пока для
банка социальные сети — это телевидение и новости, но не бизнес-канал.
(в
сокращении)
"Business Guide (Трансформация бизнеса. Банки)"
№16 (209), 18.04.2013,
kommersant.ru
_______________________________________________________________________
ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:
7 причин, почему внедрение CRM приносит одни проблемы
В какой CRM работают крупные компании?
Обзор CRM-системы BPMSoft
Презентация Битрикс24 Орион
Введение в Microsoft Dynamics 365 Copilot
Разбор SBER CRM
Аналоги 1С:Предприятие
Новые механизмы RegionSoft CRM 8.0
Что такое CSAT?
CRM-система 一 что это такое?
Обзор новинок релиза Битрикс24.Полярная звезда
Пишем клиентам из Planfix в Telegram
«Арника» - система управления салоном красоты
Переход с SAP на 1С за 1,5 месяца. Опыт компании Zentiva
CRM-маркетинг в Битрикс24: Сегментация клиентов
Как внедряли новый процессинг для программ лояльности «Пятёрочки» и «Перекрёстка»
Какая в Мегаплане воронка продаж?
Результаты качественного исследования программ лояльности и CRM-маркетинга в России
Презентация новой версии amoCRM 2022
Чем хороша Low-code BPMS платформа от Comindware?
|