Household-ритейлер «Уютерра»
откроет в 2013 г. не менее 15 новых торговых точек и запустит интернет-магазин в
15 новых городах. Однако компания намерена не только увеличивать продажи за счет
экспансии, но и привлекать новых клиентов в уже работающие точки - переманивая
покупателей из гипермаркетов и как укрепляя их лояльность с помощью
индивидуальных предложений. О том, как ритейлеру в этом поможет новая
CRM-система рассказала Вера Генова, заместитель директора по маркетингу «Уютерры».
- За последний
год сеть «Уютерра» выросла на 30 торговых объетов, а также запустила
интернет-магазин. Сохранятся ли темпы развития в 2013 г.?
- На данный момент розничная сеть «Уютерра»
насчитывает 108 магазинов в 62 городах России. В 2013г. откроем как минимум еще
15 магазинов – договоренности с арендодателями по ним уже достигнуты.
Потенциально мы готовы запустить и больше торговых объектов как уже в
существующих городах, так и в новых, но, к сожалению, здесь мы зависим от
предложений торговых центров и наличия качественных мест.
Интернет-магазин «Уютерра» на данный момент работает пока только в Москве и
Санкт-Петербурге. Но в следующем году мы планируем запустить онлайн-продажи еще
как минимум в 15 городах России.
- Ваша
стратегия роста строится исключительно на региональной экспансии?
- Мы обслуживаем более 5 млн покупателей в год,
которые в совершают более 14 млн покупок, и ежегодно привлекаем около миллиона
новых покупателей. Рост происходит как за счет открытия магазинов в новых
городах, так счет новых покупателей в существующих магазинах и увеличения
среднего чека покупки.
- Каким образом
вам удается привлечь новых клиентов? Вы «переманиваете» их у конкурентов?
- На сегодняшний день основным конкурентом
за кошелек потребителей для household-ритейлера являются гипермаркеты. Мы
проводим регулярный мониторинг цен таких сетей и стараемся держать аналогичные
цены на аналогичные позиции. Также наша стратегия заключается в том, чтобы
донести до покупателей, что спонтанная покупка товаров для дома в гипермаркете
удовлетворяет лишь функциональные потребности. Мы же обеспечиваем комплексный
подход к обустройству дома, помогаем создавать уют.
- Каким способам
коммуникации с покупателем вы отдавали предпочтение в 2012 г.?
- Мы – специализированный ритейлер и наше
основное конкурентное преимущество - это уникальный ассортимент. Поэтому главным
каналом коммуникации для нас является товарный гид, в котором представлены наши
товарные предложения. С октября 2011 г. мы начали выпускать каталоги, которые
содержат не только обзор товаров и новинок в ассортименте, но и практические
советы декораторов, обучающий материал по свойствам товаров. Это позволяет нам
еще раз донести до потребителя, что мы не просто магазин – мы эксперты в
вопросах «обуючивания». Тираж каталога - 2-3 млн экземпляров, всего мы делаем
пять выпусков за год.Распространение происходит через почтовые ящики.
Также мы используем и стандартные способы коммуникации с потребителем - ТВ,
биллборды как поддерживающие инструменты известности бренда. Но постепенно
задача наращивания известности перерастает в задачу удержания клиентов и
повышения лояльности.
- Какие
инструменты вы для этого используете?
- В этом году мы предприняли уже несколько
шагов в этом направлении. Во-первых, мы создали видеоканал на youtube под
названием «Территория уюта». Это серия видеоуроков и мастерклассов, которые на
практике демонстрируют, как с помощью товаров из «Уютерра» можно недорого
изменить пространство собственной квартиры.
Еще один новый канал коммуникации – это печатное издание «Территория уюта»,
первый номер которого вышел в декабре этого года. Это толстый (98 полос)
глянцевый журнал, на страницах которого мы рассказываем о тенденциях в
интерьере, новинках на рынке, даем интересные советы по декору, приглашаем звезд
и известных персон, которые делятся секретами ведения домашнего хозяйства.
Журнал распространяется в местах контакта с целевой аудиторией - кафе,
ресторанах, салонах красоты, фитнесцентрах и т.д.
С запуском интернет-магазина для нас становится все более актуальной задача
продвижения бренда в интернете. В частности сейчас перед нами стоит задача
усилить свое присутствие в социальных сетях. Для этого мы будем приглашать в
наши группы Vkontakte, «Одноклассники», Facebook через e-mail рассылки
участников нашей программы лояльности, устраивать для них различные конкурсы,
разыгрывать призы и т.д. Покупать рекламу в социальных сетях мы пока не
планируем, так как средняя стоимость одного контакта в них составляет 14 руб.,
что, на наш взгляд, слишком дорого.
- Проводите ли вы
какие-либо совместные акции с владельцами торговых центров?
- Да, и довольно регулярно - как минимум
раз в квартал. Чаще всего это городские мероприятия (или мероприятия районного
масштаба), на которых мы разыгрываем подарки от нашей сети. Хотя в данный момент
мы не обладаем достаточными техническими инструментами для поддержки всех
инициатив торговых центров, в целом мы довольны сотрудничеством, ведь участие в
таких акциях повышает известность «Уютерры».
- Что представляет собой
программа лояльности «Уютерра»?
- Наша программа лояльности под названием
«Уютерра Клуб» насчитывает более 1 200 000 участников. Сегодня мы предлагаем им
систему накопительных скидок, которые могут расти в зависимости от частоты
посещения и/или размера покупок.
- Сейчас многие
ритейлеры отказываются от скидочной программы лояльности переходят на бонусную.
Собирается ли «Уютерра» это делать?
- Мы обсуждали эту тему, но решили пока
продолжить работу со скидочной программой лояльности. На наш взгляд, она более
востребована покупателями, потому что скидка – это выгода здесь и сейчас, а
бонус – когда-то потом.
Однако постоянные условия скидок постепенно надоедают клиентам и таким образом
программа лояльности перестает быть стимулирующим фактором для покупок. Поэтому
наша стратегическая задача на 2013 г. – это внесение разнообразия в программу
лояльности. Так, в 2013 г. появится много новых интересных условий - это
привилегии в дни рождения, ввод Золотых и Серебряных карт с дополнительными
выгодами для наиболее активных участников «Клуба Уютерры» и т.д. Для решения
этой задачи в сентябре 2012 г. мы начали внедрение новой системы управления
отношениями с клиентами на базе SAP CRM.
- Почему вы
решили использовать именно систему SAP?
- Перед тем, как выбрать систему мы провели
тщательный анализ рынка с точки зрения всех существующих программ взаимодействия
с клиентами. Остановились на платформе SAP, так как, во-первых, наша компания
уже использует решение SAP в качестве информационной системы, во-вторых, SAP –
один из лидеров в области решений для управления отношениями с клиентами. На
платформе SAP CRM успешно работают программы лояльности в таких мировых
розничных сетях как Boots, Lego, Raley’s, Casino и другие.
- Сейчас много
говорится о так называемой персонализированной программе лояльности то есть
возможности делать адресные предложения с точностью до каждого клиента.
Стремитесь ли вы к этому?
- Как я уже сказала, «Уютерра» видит свою миссию
в том, чтобы дать нашим клиентами возможность проявить себя и создать то
неповторимое пространство, которое мы называем уютом. Это означает, что нам
необходимо очень осторожно «постучаться» в двери покупателя и порекомендовать
что-то личное именно для него. Без персонализации - это сложно сделать. В
концепцию внедрения новой CRM заложен именно этот подход.
-
Некоторые ритейлеры, считают, что излишняя персонализация может дать обратный
эффект и оттолкнуть клиента. Не боитесь ли вы, что ваш покупатель решит, что вы
слишком много о нем знаете и вторгаетесь в его личное пространство?
- Конечно, если накладывать инструменты
персонализации на общие рассылки и забрасывать клиента «суперпредложеними», это
может вызвать отторжение. Но если ритейлер попадет «в точку» и предложит
специальные условия на продукт, который покупателю действительно нужен, то это
не вызовет негатива.
- Каким именно образом вы
сможете узнать, чего хочет тот или иной клиент?
- Прежде всего, за счет гибкого сегментирования
базы клиентов и глубокого анализа предыдущих покупок по каждой группе. Например,
после внедрения новой CRM мы сможем знать, какой стиль предпочитает конкретный
клиент и отправлять ему адресные предложения по этому виду товара. Мы будем
знать, в какие дни недели и в какое время дня, клиент заходит в наши магазины, и
сможем сделать рассылку в нужный момент и так далее.
Кроме того, с помощью нашей новой CRM мы сможем проводить адресные опросы – как
с помощью смс, так и с помощью электронной почты. Возможно, мы также интегрируем
нашу систему с социальными сетями, чтобы получать данные о клиентских
предпочтениях и оттуда.
- Какие еще
преимущества даст вам SAP CRM?
- Система позволит нам управлять всеми
маркетинговыми активностями в компании, в том числе не имеющими отношения к
персонализированным рассылкам, а также вести единый календарь маркетинговых
кампаний и проводить сравнительный анализ их эффективности.
Также мы рассчитываем в рамках этого проекта повысить качество персональных
данных: система содержит ряд алгоритмов, которые позволяют находить и исправлять
ошибки в именах, индексах, названиях городов на этапе ввода информации в
систему.
Кроме того, SAP CRM обладает более высокой скоростью обработки транзакций, чем
наша предыдущая система, что позволит нам вести накопление скидок в режиме
реального времени. Например, если клиент купил товары на сумму, нужную для
получения какой-то скидки, он сможет воспользоваться спецпредложением в тот же
момент, а не возвращаться, к примеру, через час.
retailer.ru