Андрей Смоколов, начальник
центра бизнес-администрирования и CRM “Сбербанка”, рассказал о проекте внедрения
Oracle Siebel CRM, который стартовал три года назад, а его сложность заключалась
не только в наличии в корпоративном блоке нескольких разрозненных баз и
ИТ-систем, но и в огромном масштабе внедрения.
Делясь опытом, г-н Смоколов
сравнил CRM-систему с игрой “Лего”: “Есть много кубиков, но нет плана сборки, вы
получаете все это за большие деньги и потом еще вынуждены платить специалистам
за внедрение. Поэтому план приходится делать самим, а для этого нужно прежде
всего понять, что внедрять в первую очередь, и поделить задачи на блоки. У нас в
связи с переходом банка на клиенто-ориентированную модель первым блоком была
организация работы с клиентами, а их у “Сбербанка” более миллиона двухсот тысяч
человек”.
Он также не советовал начинать
внедрение CRM без утвержденных бизнес-процессов: “Вначале мы нарушили это
правило, но потом исправились и теперь сначала строим бизнес-процесс, а потом
реализуем его в системе”.
Андрей Смоколов также отметил,
что любое внедрение ПО требует спонсора: “Без него лучше и не начинать, так как
будет очень сложно найти общий язык с бизнес-пользователями. У нас таким
спонсором стал кредитный отдел, и это обеспечило успех”.
Сейчас клиентская база уже
создана, и весь бизнес ведется через CRM. Но развитие проекта продолжается. “В
настоящее время мы интегрируем CRM с информационно-аналитической системой
компании “Прайм-Тасс”, — сказал г-н Смоколов.
CRM-системой активно пользуются
более 30 тыс. сотрудников, причем более 9 тыс. работают одновременно. “При такой
большой нагрузке могут возникать проблемы с производительностью. Поэтому в ходе
внедрения нужно проводить нагрузочное тестирование. Ведь если пользователи
чувствуют себя в системе некомфортно, ни о каком успешном внедрении речь идти не
может”, — поделился опытом Андрей Смоколов.
За три года в CRM-системе
выполнено 730 тыс. сделок. “Когда CRM внедряется в такой большой организации, —
подчеркнул г-н Смоколов, — очень важно сделать так, чтобы система не пылилась на
полке или чтобы ею пользовалась только узкая группа лиц, применяющих
ограниченный функционал. У нас задействовано 80% функционала”.
Но как заставить людей работать
с новинкой? Этот вопрос всегда возникает при внедрении корпоративных систем. По
мнению Андрея Смоколова, нужно сделать так, чтобы определенные бизнес-процессы
выполнялись только в CRM; например, если в системе не совершены все необходимые
действия, сделка не реализовывается и бонус не выплачивается.
Но этого недостаточно, надо еще
научить сотрудников работать в системе. “Это очень сложно, потому что люди не
особенно хотят учиться. Мы используем несколько методов, из которых самым
эффективным оказался механизм гиперссылок, позволяющий получить подсказки по
каждому бизнес-процессу”, — рассказал г-н Смоколов.
Кроме того, у системы должен
быть удобный интерфейс, чтобы людям было легко работать. С этим у “Сбербанка”
были проблемы. “К сожалению, поставщики CRM-продуктов для больших организаций
предлагают только функциональность, а требования по эргономике не входят в сферу
их внимания. К тому же версия Oracle Siebel 8.2, которую мы применяем, не
обновлялась уже несколько лет. Мы высказывали пожелания Oracle, и нам обещают
новое решение с интерфейсом в стиле iPad, но пока результата нет”, — посетовал
Андрей Смоколов.
Поэтому решать проблему
интерфейсов пришлось самому “Сбербанку”. “Мы наняли компанию по эргономике
ИТ-решений, которая провела опрос сотрудников и разработала стандарты, —
продолжил г-н Смоколов. — Но нужно помнить, что люди не любят перемен, поэтому
мы применяем новые стандарты к новым процессам, а для старых интерфейсы почти не
меняем. В результате удалось сделать CRM-систему действительно настольной, но на
это потребовалось более двух лет”.
Он также пожаловался на низкое
качество ПО: “Очень много ошибок разработчиков. Но проблема CRM в том, что вы не
можете перейти с внедренного решения на другое, так как на него завязаны многие
бизнес-процессы. Вы становитесь зависимым от поставщика и платите ему деньги за
очередную “дозу” улучшений. Единственный способ “соскочить с иглы” — просто
выбросить решение и о нем забыть”.
По мнению Андрея Смоколова,
российскому отделению Oracle не хватает службы поддержки решений, которая есть в
США: “Это специальное консалтинговое подразделение по внедрению и сопровождению.
Поэтому, когда вендор предлагает вам CRM, нужно в первую очередь
поинтересоваться наличием таких консультантов, а для упрощение внедрения следует
по возможности применять простое стандартизированное решение, которое предлагает
вендор”.
www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=142812