Чтобы хорошо справляться с поставленными задачами, система поддержки продаж
(SFA) должна учитывать особенности бизнеса и уметь подстраиваться под них.
Специфика телеком-сектора ужесточает требования к ПО. Так, одной из
важнейших его характеристик становится способность к интеграции с рядом
различных продуктов. Что нужно SFA для эффективной работы и какие функции
имеют наибольшее значение для нее?
Для любого бизнеса важной составляющей успеха является грамотно выстроенная
система продаж. Если на быстро растущем рынке ей можно простить ошибки и
неторопливость, то в тяжелые времена и при высокой конкуренции она должна
работать исключительно точно, допуская минимум погрешностей. В битвах за
долю рынка выживает сильнейший, и система продаж – это очень мощное оружие,
способное существенно изменить расстановку сил.
Автоматизацией рутинных
операций в сфере продаж занимается класс систем, условно называемых SFA
(Sales Force Automation System) или SFM (Sales Force Management System).
Рассмотрим сложные задачи, которые должны решать системы SFA для операторов
связи.
Все о клиенте: базы, биллинг, call-центр
Процессы продажи во многом определяются тем, кем является потенциальный
покупатель. Например, в зависимости от истории взаимоотношений клиентов с
операторами первых можно разделить на три группы: новые, текущие и бывшие.
Информацию о новых потенциальных клиентах операторы "получают" на рынке –
например, с помощью баз данных информационных агентств, и система SFA должна
уметь импортировать сведения из них. Желательно, чтобы дополнительно она
имела возможность онлайн-интеграции – таким образом операторам в SFA будут
доступны актуальные сведения о потенциальных заказчиках.
Ценный источник информации о текущих клиентах – сам оператор. Сведения о
потребляемых ими услугах, способах оплаты, пожеланиях и пр. содержатся в
биллинговой системе, в данных call-центра и прочих ИС оператора – система
SFA должна обеспечивать удобный доступ и к ним.
Бывшие клиенты также "отметились" в ИС оператора. Более того, часто
call-центры владеют информацией о том, почему компания потеряла клиента, а
это, в свою очередь, поможет оператору провести "работу над ошибками" и,
возможно, вернуть его.
Возможны и другие классификации покупателей, например, на сегменты B2B,
B2C, B2O, которые в дальнейшем детализируются. Отдел продаж имеет свою
специфику работы с каждым выделенным сектором. Система SFA должна уметь
различать их и позволять работать с каждым из них по специфичным для него
правилам.
Предмет покупки: активный каталог продуктов
Оператор оказывает клиентам услуги и может продавать товары. При этом
услуги могут быть достаточно сложными и обеспечиваться разнообразными
ресурсами сети. Заказчик, в свою очередь, должен видеть адаптированный,
понятный и полезный для него предмет покупки, удовлетворяющий его конечную
потребность, и не думать о технических деталях.
Функционал работы с продуктом предоставляют специальные решения, и для
SFA интересна их часть под названием "активный каталог продуктов". Ее
архитектура нацелена на быструю сборку, комбинирование и вывод на рынок
продуктов и сервисов, а также управление процессами их предоставления,
поддержки и биллинга. Система SFA обязана уметь оперировать с сущностями
"активного каталога продуктов", поскольку менеджер по продажам не должен
тратить время на декомпозицию итогового продукта на услуги и ресурсы. В свою
очередь, если потенциальный клиент хочет приобрести продукт, который в
данный момент технически обеспечить нельзя (нет ресурсов сети), менеджеру
нужно понимать, сколько времени и какое количество ресурсов это потребует,
и, соответственно, насколько выгодно компании. И тут появляется еще один,
важный для SFA класс решений – системы оценки инвестиционный проектов и
работы с ТЭО.
Бизнес-процессы: время перемен
Система поддержки продаж должна допускать различные бизнес-процессы
продажи для клиентов из разных сегментов. Причем на каких-то шагах они могут
иметь общие участки и задействовать одних и тех же специалистов. Удобно,
когда такая "общая часть" не требует повторной настройки для каждого
сегмента, а позволяет сделать ее единожды общей для всех бизнес-процессов.
Система SFA обязана учитывать тот факт, что бизнес-процесс продажи может
часто меняться, и это должно быть штатной задачей, а не требовать большого
количества сил и времени. Должна быть предусмотрена штатная возможность
внесения изменений в бизнес-процессы без значительного участия разработчиков
системы SFA.
При проектировании бизнес-процесса продажи будет решаться еще одна
важная задача – координация и синхронизация участников процесса. Особо
актуальным этот момент является при работе с крупными корпоративными
клиентами, распределенными по всей России. Здесь требуется слаженная
работа всех филиалов оператора, и SFA должна позволить компании
оперативно получать информацию о деятельности всех отделов.
Массивы данных: структурирование и рассылка
При работе с сегментом, допускающим огромное количество клиентов,
перед системой SFA может встать ряд специфичных задач, таких как
исключение дублирования данных, организация массовых рассылок и обзвона
через call-центр, а также распределение работ между сотрудниками продаж.
Данные о потенциальных клиентах поступают в систему SFA из разных
источников, следовательно, они могут дублироваться, при этом не всегда
информация, например, адрес, предоставляется в одном и том же виде.
Соответственно, SFA должна иметь механизмы, позволяющие исключить такую
ситуацию и устранить дублирование – желательно, на стадии загрузки
данных в систему.
При работе с большим количеством однотипных потенциальных клиентов
встает вопрос о системах, позволяющих произвести массовую рассылку,
содержащую при этом индивидуальные данные, имеющие непосредственное
отношение к адресату. Для этого также существует свое ПО, и система
поддержки продаж обязана уметь взаимодействовать с ним.
Помимо всего прочего, SFA также должна интегрироваться с
call-центром, специалисты которого проводят массовый обзвон
потенциальных покупателей, выявляя их интерес к услугам оператора.
Оптимально, если стадия обзвона будет частью бизнес-процесса в SFA –
тогда менеджер по продажам сможет сразу получить всю информацию о
клиенте и оперативно начать работать. Это, в свою очередь, может
потребовать каких-либо специальных алгоритмов распределения
потенциальных клиентов между специалистами отдела продаж с целью
повышения эффективности работы.
Географическая территория: очередь и расстояние
Географическая территория, на которой располагаются клиенты
оператора, может быть поделена на зоны обслуживания, распределенные
между специалистами отдела продаж.
Группировка клиентов на основе адреса позволит менеджерам работать
эффективнее и не тратить время на длительные переезды. Кроме того,
удобным является инструмент оценки загруженности специалиста по
продажам, который при необходимости даст возможность перераспределить
его клиентов на других.
Еще один способ – организация очереди работы, позволяющей
балансировать загрузку сотрудников и не допускать "простоя". Помимо
всего прочего, система должна предусматривать перераспределение работ –
если по какой-либо причине оператору понадобится сделать это.
Рабочее место: синхронизация и мобильность
Система SFA должна учитывать, что часто основной инструмент
специалиста по продажам –клиентское приложение системы совместной работы
(например, MS Outlook) с расписанием встреч, при этом в дороге у него не
всегда есть доступ к ПК.
Удобно, если список встреч, назначенный в SFA, синхронизируется с
системой совместной работы (например, MS Exchange) и становится
доступным в клиентских приложениях (соответственно, MS Outlook) на любых
устройствах – ноутбуках, планшетниках, смартфонах. При этом оптимально,
если для этого не понадобится отдельное приложение SFA
Синхронизация данных обязательно должна быть двухсторонней – это
позволит менеджеру оперативно реагировать на все изменения и сразу же
"передавать" клиента другим специалистам, что, в свою очередь, улучшит
имидж оператора и позволит продемонстрировать слаженность и техничность
его работы.
Отчетность: стандарт и необходимость
Несомненно, важной составляющей любой системы SFA является
отчетность, которая позволит оценить общую эффективность продаж, сделать
прогнозы на будущее и проконтролировать работу каждого конкретного
сотрудника.
SFA должна поддерживать как стандартный набор отчетов, так и
специфичные запросы, которые помогут оценить соответствие фактического
объема продаж плану продаж, эффективность работы call-центра, объема
планируемых доходов по привлеченным клиентам и т.п. При этом лучше, если
это можно будет сделать в сторонней системе отчетов, которая, помимо
регулярных, позволит формировать отчеты по запросу и проводить
исследования по данным продаж.
Рынок: различие в деталях
В мировой практике система SFA обычно поставляется как составная
часть CRM.
Все ведущие поставщики предлагают качественные, проработанные решения,
хорошо зарекомендовавшие себя по результатам внедрений. Западные
разработчики позиционируют SFA как часть CRM – часто бывает так, что
акцент в функциональности SFA сделан на интеграции с CRM, а
проработанность ее как самостоятельного решения с собственными
проблемами и задачами рассматривается как дополнительная задача.
Мировые поставщики в основном выводят на рынок универсальные решения,
которые можно применять в различных секторах. Очевидно, что помимо
преимуществ такой подход имеет свои недостатки – строя универсальную
информационную систему, сложно соблюсти сразу все отраслевые стандарты.
Например, специфичным для оператора связи является интеграция с
биллинговой системой оператора, и SFA должна уметь хорошо делать это.
Внедрения CRM/SFA в отечественной отрасли
телекоммуникаций и связи
Продукт CRM (SFA) |
Клиенты
|
1С:CRM ПРОФ
|
Комлайн (Синтерра) |
Amdocs CM (Sales) |
Ростелеком, Вымпелком, Мегафон
|
ASoft CRM |
Телеком Премьер, MOST NETWORKS, МТТ - Межрегиональный
Транзиттелеком |
Chordiant (Pega SFA) |
МТС |
Forecsys Marketing Solution (Sell4Cast) |
НСС |
Microsoft Dynamics CRM
|
Синтерра, Синтерра, Elisa, Новая телефонная компания (НТК),
Региональный технический центр – РТЦ, Форвард Телеком |
Oracle Siebel CRM (Siebel Sales) |
Транстелеком (ТТК), МТС, Yota Group, Мегафон,
Телеком-Экспресс, Киевстар, Казактелеком |
Peter-Service CRM_CMS (SFA) |
Мегафон |
SalesLogix Telecommunications (SalesLogix Sales)
|
Комстар-ОТС
|
SAP CRM 2007 Telco
|
Национальные кабельные сети, НКС
|
Terrasoft CRM (Terrasoft Sales) |
Thuraya |
Клиент-Коммуникатор
|
Ростелеком, Вестколл (WestCall), Ростелеком-Сибирь, Азияком
, Ростелеком-Сибирь |
Источник: TAdviser, 2012
Отечественный рынок CRM/SFA в секторе телекоммуникаций и связи с
точки зрения поставщиков отличается от мирового - на нем представлены и
отечественные производители. Это вполне ожидаемо, так как локализация
продукта и специфичность рынка важна для конечного клиента.
Обычно поставщики решений предлагают классический функционал SFA.
Отличия решений проявляются при интеграции системы поддержки продаж в
информационную структуру оператора связи и попытке автоматизировать
массовые задачи, связанные с большим объемом потенциальных клиентов.
В целом система поддержки продаж востребована в бизнесе оператора
связи и позволяет повысить эффективности подразделений продаж за счет
сокращения цикла продаж и его автоматизации. Ключевой характеристикой
SFA является способность к тесной интеграции – возможно, в данном случае
она важнее, чем функциональная насыщенность. Хорошую способность к
интеграции потенциально можно ожидать, если предлагаемое решение
разработано в соответствии с отраслевыми стандартами, например, для
операторов связи - с Telecom Application Map (TM Forum). Кроме того,
большое значение в этой связи приобретают ориентация потенциального
решения на российский рынок и локализация.
Операторы данных имеют огромное количество клиентов – это означает
большие массивы информации, и, соответственно, усложняет многие задачи
для системы поддержки продаж . В свою очередь SFA, Система поддержки
продаж, ориентированная на работу с таким объемом данных, позволяет
автоматизировать большую часть задач, порожденных объемом. Это приводит
к экономии времени для отдела продаж, сокращению затрат оператора связи
и повышению эффективности продаж.
Разнородность и географическое распределение крупных федеральных
клиентов накладывают существенные требования на инструменты построения
бизнес-процессов продажи и совместную работу сотрудников оператора,
участвующих в этих бизнес-процессах. Система поддержки продаж должна
уметь решать эти задачи и быть ориентирована на рынок крупных клиентов,
имеющих разветвленную филиальную сеть. Дополнительные требования
появляются из-за разъездного характера работы сотрудников продаж и
желания оперативного использования результатов их работы, что также
должно быть учтено поставщиком SFA.
Денис Златорунский
corp.cnews.ru