Юлиана Петрова
Сервиса теперь недостаточно,
чтобы "привязать" клиента, свидетельствует исследование Accenture 2011 Global
Consumer Research Study. В эпоху "цифрового поколения" компании уже воюют за
потребителя на новом уровне обслуживания. "Секрет фирмы" нашел самых
продвинутых.
Индивидуальный подход,
вознаграждения за лояльность, быстрая реакция на пост в Facebook — это лишь
немногое, чего требуют теперь потребители от ресторанов, банков
и авиакомпаний. Научиться прогнозировать разрыв отношений, сегментировать
клиентскую базу и больше общаться с пользователями в Сети — таков вкратце
ответ на вызов нового, "цифрового" потребителя, рекомендуемый международной
консалтинговой компанией Accenture по итогам опроса более 10 тыс.
пользователей услуг в 27 странах.
СФ решил подкрепить
зарубежные исследования собственными. По нашей просьбе компания "Медиалогия"
замерила число негативных и позитивных упоминаний компаний из четырех
отраслей (банки, страхование, телекоммуникации, ритейл) в 1 тыс. самых
популярных блогов. Мы вычислили относительные доли негативных отзывов и по
каждой отрасли составили топ-10 самых критикуемых компаний. Оказалось, что
большинство "королей негатива" имеют программы лояльности, но на их имидже
в глазах потребителей это отражается слабо.
Пожалуй, меньше всего
народной любовью могут похвастаться страховщики. Причина в том, объясняет
заместитель генерального директора компании МАКС Виктор Алексеев, что 40%
клиентов приходят в компании нерыночным способом — по настоянию банков,
выдающих кредиты. Поэтому автовладелец остается клиентом страховой компании
до тех пор, пока не выплатит кредит (два-три года), а потом уходит. По
подсчетам начальника управления андеррайтинга автострахования компании
"АльфаСтрахование" Ильи Григорьева, ежегодно компанию покидают 35% клиентов,
в том числе 20% из-за истечения срока кредита и 15% водителей, "налетевших"
на повышение тарифов из-за аварийной езды.
У главных российских
авиаперевозчиков — "Аэрофлота", "Сибири", "Трансаэро" и Utair — есть
программы лояльности — с начислением бонусных миль. По данным опроса 14 тыс.
человек, проведенного порталом Superjob, в программах лояльности участвуют
лишь 15% авиапассажиров.
Банковские программы
лояльности ограничиваются мерами по повышению оборотов по кредитным
и дебетовым картам. Для этого банки договариваются с ритейлерами
и авиакомпаниями о скидках по картам. Большинство таких инициатив направлены
на узкую аудиторию состоятельных клиентов. Например, чтобы накопить на
бесплатный билет из Москвы до Берлина и обратно, держатель карты Raiffeisen
Travel должен показать оборот минимум 750 тыс. руб.
Но самое главное — в погоне
за лояльным потребителем многие забывают, что первичны все-таки сами услуги.
Эту нехитрую истину подтверждают результаты опроса, проведенного СФ на своей
странице в Facebook. Мы поинтересовались у наших читателей, при каких
обстоятельствах они никогда не будут иметь дело с поставщиком. Опрос собрал
более 350 голосов. Самым популярным был ответ: "Если продукт или услуга не
соответствует ожиданиям". Когда компании нечего предложить клиенту, никакие
реверансы не удержат его ни за рубежом, ни в России.
www.kommersant.ru/doc/1968917