Когда менеджер по VIP-клиентам выходной
Если
руководитель компании не задается вопросом «Что я могу сделать для повышения
эффективности клиентских отношений с целью увеличения дохода», то никакая
CRM-система ему не поможет, считает Вадим ДОЗОРЦЕВ, гендиректор консалтинговой
компании Berner & Stafford.
– Вадим, в своих
просветительских выступлениях вы постоянно объединяете продажи и отношения с
клиентами. Почему?
– Процесс продаж единый, сквозной. В нем есть место и привлечению, и развитию, и
клиентскому сервису. И у этого процесса есть цель – получение прибыли. Если же
цели нет и процессом никто не управляет, то тогда получается сервис ради
сервиса, маркетинг ради маркетинга. Можно, конечно, распределить этот процесс
между разными подсистемами, что-то отдать на аутсорсинг, внедрить CRM. Но цель
должна быть одна – увеличение дохода.
– Чем CRM может помочь в увеличении дохода?
– Система CRM – жесточайший, бескомпромиссный, честный инструмент для
эксплуатации человека человеком. Управленцы должны усвоить грустную истину:
менеджмент – это искусство эксплуатации. Если я, как управленец, понимаю: я
хочу, чтобы мои бойцы делали в день по 50 звонков и проводили по пять встреч, то
CRM – мой инструмент, я их заставлю и буду контролировать. А если нет, то чем
мне CRM поможет? Ничем.
Кроме того, благодаря CRM можно измерить воздействие любой креативной идеи на
заданный сегмент. Хотите дать новое ценовое предложение сегменту x на
ограниченный срок? Через месяц посмотрите в CRM: работает оно или нет? Приносит
прибыль? Если да, то развивайте его дальше. Нет? Закрывайте и переходите к
проверке следующей идеи. Сбылась давняя мечта маркетологов: есть инструмент,
позволяющий с большой точностью определять, привела ли та или иная акция к
ожидаемому экономическому результату, и быстро отказываться от неприбыльных
проектов.
– Почему же тогда около 40% внедрений CRM оказываются неуспешными?
– По моим оценкам, неуспешными являются больше половины внедрений. Причин тому
несколько. О первой и самой важной я уже сказал: спонсор – большой босс,
подписывающий договор, не вникает в его суть. Хотя сегодня от того, сумеют ли
его менеджеры обслужить клиента так, чтобы он не убежал, зависит
жизнеспособность бизнеса.
Вторая причина – не самая высокая зрелость менеджеров среднего звена. Ведь
система не устанавливает, а лишь автоматизирует бизнес-процессы. А
middle-менеджеры далеко не всегда могут четко поставить тактические задачи, не
могут точно описать, каким должен быть бизнес-процесс, например, тех же продаж.
Третья – низкая дисциплина исполнителей. У них нет ответственности перед самими
собой. Что значит работать для продавца? Общаться с клиентами. Если сотрудник
Coca-Cola контактирует с 40 клиентами в день, то почему сотрудник российского
предприятия, производящего продукты питания, этого не может?
Кстати, во всем мире менеджеры понимают, что CRM-система делает их жизнь
«прозрачной». В ней видно, что ты делал с клиентом, когда ты это делал,
профессионально или нет. И осознанно или неосознанно противятся контролю
«Большого брата».
Выход один – повышать качество управления. Сильный руководитель большую массу
заставит работать, научит, покажет, воодушевит, замотивирует. Тогда сотрудники
видят возможности, раскрывают крылышки и оказывается, что в душе они талантливы,
работоспособны, амбициозны и креативны.
– Есть ощущение, что даже компании, внедрившие CRM, используют ее
возможности неполностью…
– Это очень серьезная проблема. Эконометрическая статистическая обработка
CRM-системой многомиллионных баз позволяет сегментировать клиентов и оценивать
потребительское поведение сегментов с точностью до тысячных процента. Этой
мегаточностью обладают все современные CRM, начиная с 1С и заканчивая Amdocs и
Siebel.
Однако, будучи клиентом банка, страховой компании, оператора связи, я не
чувствую, что у них есть по отношению ко мне внятная, осознанная политика. Более
того, мне, абоненту сотовой связи с 15-летним стажем, могут позвонить и сказать,
что с сегодняшнего дня мой оператор решил вдвое уменьшить для меня кредит.
Смотрели ли они при этом в свою CRM? Нет, потратили деньги, внедрили CRM,
накопили мегабайты данных о клиентах, а теперь сидят и думают: «Что с ними
делать, с этими данными?».
– Какое влияние на эту тенденцию может оказать кризис?
– Те же банки, страховые компании, операторы связи сегодня задумываются: «А что
мы хотим от CRM?». Телекоммуникационным компаниям проще, их деятельность
стандартизована. Не надо ничего выдумывать, работайте так, как записано в eTOM.
Правда, раздел этого стандарта, посвященный работе с клиентом, не очень
подробен. Неважно – дописывайте, развивайте, ведь основные вехи намечены.
Попробуйте наложить на eTOM CRM – все получится.
Другое дело банки. К сожалению, государственная помощь и остановка падения цен
на нефть затормозили их взросление в части клиентских отношений. Так что до тех
пор, пока их топ-менеджеры или собственники не разберутся, какие результаты
сегментации клиентской базы и оценки клиентов они хотят получить, CRM им не
помощник.
– А когда придет пора для систем Customer Experience Management?
– Большой риск для отрасли сказать, что CRM – это плохо, а CEM – это хорошо.
Начнется новый виток гонки вооружений. CEM – это уж совсем высокий полет: мы
хотим предсказывать поведение клиентских групп… Гипотетически, для конференций –
очень красиво, а практически? У нас в банках не накоплены данные о клиентах, а
мы хотим их опыт измерять и прогнозировать.
Вот пару лет назад прихожу в офис абонентского обслуживания своего оператора.
Вижу терминал электронной очереди, а на нем отдельную кнопку: «VIP-клиенты», как
раз для меня. Беру талончик, сажусь. Жду пять минут, 10, 20, через 30 спрашиваю
у охранника: «Почему моя очередь так долго не подходит?». А он мне в ответ: «Так
менеджер по VIP-клиентам сегодня выходной!». Какая система поможет справиться с
этой проблемой – CRM или CEM?
Мой посыл таков: любой инструмент – это инструмент для руководителя. Залог
развития страны, отраслей, компаний – качество управления. Обустройство России
как страны будущего проживания россиян зависит от руководителей всех уровней, от
того, насколько они будут выполнять свое предназначение.
iksmedia.ru
_______________________________________________________________________
ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:
7 причин, почему внедрение CRM приносит одни проблемы
В какой CRM работают крупные компании?
Обзор CRM-системы BPMSoft
Презентация Битрикс24 Орион
Введение в Microsoft Dynamics 365 Copilot
Разбор SBER CRM
Аналоги 1С:Предприятие
Новые механизмы RegionSoft CRM 8.0
Что такое CSAT?
CRM-система 一 что это такое?
Обзор новинок релиза Битрикс24.Полярная звезда
Пишем клиентам из Planfix в Telegram
«Арника» - система управления салоном красоты
Переход с SAP на 1С за 1,5 месяца. Опыт компании Zentiva
CRM-маркетинг в Битрикс24: Сегментация клиентов
Как внедряли новый процессинг для программ лояльности «Пятёрочки» и «Перекрёстка»
Какая в Мегаплане воронка продаж?
Результаты качественного исследования программ лояльности и CRM-маркетинга в России
Презентация новой версии amoCRM 2022
Чем хороша Low-code BPMS платформа от Comindware?
|