Вера Гусева
Ставший традиционным обзор итогов прошлого года в этом году выходит с небольшим
опозданием. Отчасти потому, что мы немного перестроили сам формат обзора и он
теперь состоит как бы из двух частей: аналитический обзор и особое мнение. Мы
уже опубликовали интервью с Алексеем Фитискиным, компания ASoft, в ближашее
время читатели смогут прочесть и обсудить интервью с Юрием Колеровым, компания
Microsoft. Но несмотря на появление в рамках тематики нового интересного
формата, общий обзор с тенденциями на рынке CRM для малого бизнеса кажется нам
не менее важным: и с точки зрения итогов, и с точки зрения перспектив.
Итак, начнем с оценки итогов прошедшего 2011 года. Нас интересовали
количественные показатели и достижения компаний. Можно сказать, что единогласно
принят тезис о росте бизнеса: от 22 до 40% (Microsoft в 1,5-2 раза, Корус
Консалтинг на 22%, БИТ на 40%, Index.art на 33%). Не менее удачным оказался
прошедший год и для компаний Terrasoft и ASoft.
2011 год был отмечен активным развитием облачных технологий и мобильных решений:
в прошлом году основной акцент всеми разработчиками CRM-систем был сделан на
создание либо облачной версии продукта, либо мобильного приложения для него.
Так, корпорация Microsoft выпустила облачную версию своей системы Microsoft
Dynamics CRM, но в России она будет доступна только осенью 2012 года. ГК
Terrasoft, по словам Катерины Костеревой, управляющего партнера, сделала
"большие ставки на одну из последних разработок компании – BPMonline CRM", а ГК
Корус Консалтинг в 2011 году сделала ставку на развитие SaaS, так как, по мнению
Александра Семенова, генерального директора группы компаний: "сервисы - одно из
наиболее быстрорастущих направлений в ГК Корус Консалтинг". Алексей Фитискин,
компания ASoft, подтвердил в интервью с порталом "Практика CRM" сохранение
приоритетов на развитие и поддержание SaaS-cервисов и мобильных приложений.
Корпорация Парус в своих программных продуктах и решениях в 2011 году стала
использовать облачные технологии обработки данных и расширенные возможности
доступа через мобильные устройства (нетбуки, планшеты, КПК, мобильные телефоны),
а также выпустила облачную платформу jПарус. Компания QSoft выпустила мобильное
приложение amoCRM для IPhone.
В 2011 году также окончательно сформировалась тенденция на развитие отраслевых
решений: корпорация Парус анонсировала выход новых отраслевых CRM-систем
"Менеджмент и маркетинг" и "Парус-Реклама" (для издательств и компаний сферы
рекламы), а компания БИТ объявила о выходе специальной редакции "БИТ:CRM.
Управление коммерческой службой". В том числе этот рост наблюдался среди
облачных решений - разработчики активно переводили отраслевые решения своих
CRM-систем в облако (например, BPMonline CRM для банков и вся линейка решений
ASoft CRM).
Среди значимых тенденций, сформировавшихся в 2011 году, но не обозначенных выше,
ГК Корус Консалтинг выделяет интерес заказчиков к комплексным проектам:
"...более зрелый, продуманный подход к автоматизации бизнеса с использованием
одной бизнес-платформы или лучших в своем классе решений, с учетом требований
различных бизнес-подразделений, с одним генеральным подрядчиком" (А.Семенов, ГК
Корус Консалтинг). Стремление клиентов к единообразию программного обеспечения
внутри компании вынуждает таких крупных игроков рынка, как корпорация Microsoft,
делать ставку на кросс-платформенность (новость о следующем релизе Microsoft
Dynamics CRM).
С учетом достаточно удачного прошедшего года, ожидания от предстоящего 2012 года
у всех компаний в целом весьма положительные: "постепенный переход к сервисной
модели оказания услуг и рост с опережением рынка" (ГК Корус Консалтинг),
"укрепление позиций в США и улучшение мобильных сервисов в соответствии с
ожиданиями пользователей" (amoCRM), "выпуск SaaS-решения для малого бизнеса на
новой платформе Index5, тиражные отраслевые решения для разных видов малого
бизнеса" (Index CRM), "развитие платформы «jПарус» и различных прикладных
решений для бизнеса на ее базе" (jПарус), и даже "создание лучшей CRM системы,
полностью интегрированной с учетным контуром" (БИТ:CRM). Хотелось бы также
добавить, что развитие функционала Social CRM, по нашему мнению, также будет
одной из основных тенденций текущего года: об этом говорят и компании,
продвигающие международные решения (анонс Terrasoft Customer Forum и релиз
CRM-системы Microsoft Dynamics CRM), и локальные разработчики (например,
компания QSoft).
Таким образом, основываясь на текущих тенденциях рынка, можно сказать, что
компании-разработчики, чьи системы не будут достаточно гибки для работы с
разными устройствами, а также те из них, кто откажется от отраслевого
многообразия в пользу универсального решения, будут постепенно утрачивать свои
позиции на рынке CRM.
www.crm-practice.ru