Gartner, ISM, Forrester Research, CRM TOP AWARDS
и другие
Сервисы CRMONLINE.RU
СТАТЬЯ
Розничный CRM - сверхамбициозный проект «Сбербанка»
Ксения Швецова
"Сбербанк" реализует
крупнейший в Европе IT-проект по внедрению CRM-системы для розничных
клиентов. Клиенты-физлица смогут почувствовать изменения в работе банка уже
в следующем месяце, когда проект выйдет в опытно-промышленную эксплуатацию.
В мае 2011 года
"Сбербанк" завершил последний этап по внедрению автоматизированной
системы управления взаимоотношениями с корпоративными клиентами. В
качестве технологической платформы была выбрана Oracle Siebel CRM .
Однако банк не
остановился на внедрении CRM-систем только для юрлиц. В декабре прошлого
года стартовал проект по внедрению в "Сбербанке" автоматизированной
системы управления взаимоотношений с клиентами – физическими лицами.
Начальник отдела анализа клиентской базы
Максим Мозговой, курирующий этот проект, называет его
самым амбициозным и масштабным проектом такого типа не только в России,
но и в СНГ и Европе.
Летом прошлого года
"Сбербанк" провел тендер и определил поставщика программного обеспечения
и компанию, которая будет проводить работы по внедрению. Выиграли тендер
все те же компании, с которыми Сбербанк уже работал в рамках введения
CRM для корпоративных клиентов - Oracle Siebel CRM и "Техносервис
Консалтинг".
Пилотный этап проекта
планируется завершить уже через месяц. Он выйдет в опытно-промышленную
эксплуатацию в конце ноября. Проект введут для ограниченного круга
сотрудников и по отдельным функциональным частям. Первыми получат
CRM-систему контактный центр "Сбербанка" и некоторые ОСБ. В промышленную
эксплуатацию проект запустят в начале следующего года.
Что введение CRM
означает для обычного потребителя услуг "Сбербанка"? Для начала нужно
понять, что цель CRM – это сбор и анализ баз данных по клиентам. Система
позволит каждому сотруднику "Сбербанка" получить наиболее полную
информацию о клиенте, проследить историю его взаимоотношений с банком и
на основе профиля поведения выявить его склонности и предпочтения. В
результате менеджер "Сбербанка" сможет сделать вам наиболее релевантное
предложение, от которого вы, скорее всего, не откажетесь.
"Клиента начнут
идентифицировать в контактном центре, - объясняет Максим Мозговой в
интервью Finam.info. - Сегодня, когда вы звоните в контактный центр,
ваши запросы обслуживаются в неперсонализированном виде. Единственное
исключение – ситуация, когда вам требуется заблокировать карту или
совершить другие операции, требующие запроса служебной информации.
Основная ценность персонифицированного общения в том, что можно
определить потребности каждого клиента на основе его профиля поведения и
понять, какие продукты ему предложить, что конкретно его может
заинтересовать. Поэтому при обращении в контактный центр может
возникнуть такая ситуация, что клиент получит предложение о, допустим,
приобретении некоей кредитной карты с лимитом на 50 тысяч рублей, или же
с лимитом на 150 тыс рублей, причем этот лимит будет индивидуален".
CRM-система сможет
быстро определить, если клиент относится к категории высокодоходных или
ВИП-клиентов, и автоматически перевести его на выделенную группу
обслуживания.
Кроме того, CRM-система
поможет упростить общение клиента с банком, если у него возникли
какие-то вопросы или проблемы с сервисами. "Все предложения по работе
Сбербанка будут запоминаться, эта информация остается в системе, -
говорит Максим Мозговой. - Клиенту не нужно будет по 10 раз объяснять
разным людям, какая у него была проблема. Последующие сотрудники будут
видеть предысторию общения с клиентом и видеть просьбу в контексте".
Чтобы защитить данные по
клиентам, находящиеся в системе CRM, был включен специальный протокол,
не позволяющий выгрузить базу данных пакетно. "По большому счету
единственное что может сделать менеджер – это запомнить какую-то
информацию, - успокаивает Максим Мозговой. - Но это он может сделать в
любой компании, которая взаимодействует с клиентами".
Все операции
"логируются" (то есть вход возможен под именем и паролем) и
запоминаются, поэтому можно проследить, кто из сотрудников банка какие
действия в системе CRM совершал.
Бюджет проекта по
внедрению CRM "Сбербанком" не раскрывается. "Он сравним с подобными
проектами в крупных телекоммуникационных компаниях, - комментирует
Максим Мозговой. – Проект серьезный, и финансирование, естественно,
тоже".
TAdviser
приводит свои расчеты, согласно которым бюджет проекта только по
внедрению CRM в отношении корпоративных клиентов может составить 78,7
млн без учета стоимости консалтинга. Можно предположить, что внедрение
CRM для розничных клиентов может обойтись "Сбербанку" в значительно
более крупную сумму.
По мнению Максима
Мозгового, именно розничный CRM – "самый сверхамбициозный и масштабный"
IT-проект банка. "Во-первых, это совершенно беспрецедентный объем
интеграции. У нас огромное количество точек интеграции с которыми мы
взаимодействуем, – более 20 точек интеграции только на первом этапе
программы, - обосновывает он свою точку зрения. – Во-вторых, огромный
охват. Бизнес-процессы в программе охвачены по пяти направлениям –
контактные центры, работа менеджеров по продажам в наших филиалах,
телемаркетинг, активные продажи, создание единого взгляда на клиента".
Когда "Сбербанк" только
начал внедрять технологию CRM, председатель Герман Греф в письме
сотрудникам банка заявлял, что Сбербанк намерен создать "лучшую
CRM-систему". Максим Мозговой уверен, что "Сбербанк" находится на пути к
такой системе. Он подчеркивает, что "это будет самое масштабное
внедрение не только в России, но и в странах СНГ, и даже в Европе".
"Внедрение CRM охватывает и корпоративный, и розничный бизнес, но на
самом деле наиболее ключевая и серьезная часть работ – это розница,
потому что у нас, как вы понимаете, более 20 тыс отделений и более 200
тыс сотрудников. Конечно, не все они будут сразу работать в этой
системе. Но потенциально охват с любой точки зрения - и с
функциональной, и с географической, и с точки зрения количества
пользователей – беспрецедентен", - сказал Мозговой.