В первой части материала мы поговорили о создании параметров сегментации клиентской базы и создании кросс-продуктовой матрицы для портрета идеального клиента. Во второй части мы поговорим о характеристиках управляемого процесса работы с клиентами и степени его зрелости в Вашей компании.
Степень управляемость любого процесса характеризуется наличием и использованием в нем основных аспектов управленческой деятельности: планирование, организация, контроль, активизация и анализ. Конечная цель управляемого процесса работы с клиентами – получение стабильной финансовой отдачи посредством проактивной работы с потребностями клиентов. Фактически, речь идет о создании стратегии работы, основанной на понимании особенностей потребностей целевых сегментов и создание такой схемы работы, при которой каждый целевой клиент покупает в компании все продукты и услуги, предназначенные для этого типа клиентов либо целевого сегмента. К сожалению, наличие внешних факторов: действия конкурентов, недостатки управления в компании, кадровые вопросы часто не позволяют добиться этой амбициозной цели. Однако, тщательно анализируя текущие результаты работы с клиентами и корректируя собственную деятельность на их основании можно попытаться приблизиться к ней. При такой схеме работы целевой клиент может и не купить в компании все целевые продукты, однако компания будет понимать с каким продуктом, на какой стадии и по каким причинам это произошло, какие скрытые резервы есть в собственной клиентской базе и какие новые направления деятельности ожидают от компании ее клиенты. Также в этой схеме работы не представляет труда получить сводную информацию по клиентам компании в разрезе продуктов компании.
В управляемом процессе клиентская база в итоге может быть представлена в следующем виде:
|
Сегмент 1 |
Сегмент 2 |
Сегмент 3 |
||||
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 |
Продукт 4 |
Продукт 5 |
Продукт 6 |
||
Сегмент 1 |
Клиент 1 |
+ |
+ |
|
|
|
|
Клиент 2 |
Не предлагали |
Подписание договора, 15.01.2011 |
|
|
|
|
|
Сегмент 2 |
Клиент 3 |
|
|
+ |
Отказ |
|
|
Клиент 4 |
|
|
Не предлагали |
Отказ |
|
|
|
Сегмент 3 |
Клиент 5 |
|
|
|
|
+ |
+ |
Клиент 6 |
|
|
|
|
+ |
Предложение, 25.02.2010 |
Т.е мы видим в каком состоянии на сегодня находятся процесс продажи и использования клиентами целевых продуктов, а также дату следующего шага, если работа ведется. В принципе, данная схема может быть дополнена, например оборотом клиента по продукту либо значением его классов (ABC и XYZ).
Также таблица может быть структурирована по дивизионам компании (отделам, филиалам) и прочим измерениям планирования. Управляемый процесс работы с клиентами характеризуется наличием следующих аспектов:
-
Разработаны матрица сегментации и план развития клиентов
-
Ведется контроль и анализ предложений продуктов клиенту в соответствии с дорожной картой
-
Ведется накопление истории коммуникаций с клиентом
-
Ведется накопление документооборота
-
Развиты процессы управления лояльностью и обработки жалоб (инцидентов)
-
Работа с клиентами построена по процессному принципу
-
Анализ результатов применяется для создания лучших практик
-
Развитие продуктовой линейки и маркетинговой политики проводится в полном соответствии с результатами работы с клиентами
При этом в процессе работы с клиентами наблюдаются следующие параметры:
-
Количество продуктов на 1 клиента
-
Объем продаж продукта
-
Объем продаж клиенту
-
Воронка продаж
-
Поступающие жалобы
-
Динамика продаж клиенту
-
Категории отказов по стадиям продажи
-
Эффективность маркетинга
-
Количество задач/контактов
Диагностика процесса работы с клиентами в Вашей компании: Заполните опросный лист, оцените степень управляемости процесса работы с клиентами в Вашей компании.
|
Управляемый |
Неуправляемый |
Как у Вас? |
Основные характеристики |
|||
Профилирование клиентов в разрезе продуктов |
+ |
- |
|
Профилирование продуктов в разрезе клиентов |
+ |
- |
|
Учет и анализ истории предложения продуктов |
+ |
+/- |
|
Анализ конкурентов |
+ |
+/- |
|
Своевременность и качество работы специалистов |
+ |
- |
|
Своевременность и качество документооборота |
+ |
+/- |
|
Централизованное хранение и актуализация продуктовой информации |
+ |
- |
|
Анализ предложений продуктов |
+ |
- |
|
Анализ качества продуктов |
+ |
+/- |
|
Анализ текущей работы с клиентом |
+ |
- |
|
Регистрация контактов с клиентами |
+ |
- |
|
Регистрация клиентского документооборота |
+ |
+/- |
|
Анализ результатов работы с клиентами используется для создания лучших практик |
+ |
- |
|
Анализируются стадии текущих сделок |
+ |
- |
|
Маркетинг |
|||
Маркетинговая политика компании строго основана результатах работы с клиентами |
+ |
+/- |
|
Анализируется эффективность привлечения |
+ |
+/- |
|
Анализируется результативность привлечения |
+ |
- |
|
Анализируются отказы по привлечению в разрезе этапов продажи для маркетинга |
+ |
- |
|
Анализируются успешные сделки для корректировки маркетинговой политики |
+ |
- |
|
Вспомогательные и поддерживающие процессы |
|||
Управление жалобами и инцидентами |
+ |
+/- |
|
Управление лояльностью |
+ |
+/- |
|
Кросс-продажи |
+ |
- |
|
Последующие продажи |
+ |
- |
|
Контролируемые параметры процесса работы с клиентами |
|||
Количество продуктов на 1 клиента |
+ |
- |
|
Объем продаж продукта |
+ |
+ |
|
Объем продаж клиенту |
+ |
+ |
|
Воронка продаж |
+ |
- |
|
Поступающие жалобы (количество и состав) |
+ |
+/- |
|
Динамика продаж клиенту |
+ |
+/- |
|
Категории отказов по стадиям продажи |
+ |
- |
|
Эффективность маркетинга |
+ |
+/- |
|
Количество задач/контактов |
+ |
- |
|
Расшифровка:
«+» - означает наличие сопутствующих процессов, прописанных и соблюдаемых регламентов, системы отчетности и связанных показателей. Получение информации по процессу не составляет труда, получаемые данные однозначны и достоверны. Возможно получение связанной информации.
«+/-» - означает трудности либо в управлении самим процессом, либо в формировании отчетности по процессу. Возможны ситуации множественности значений получаемых результатов, либо затрудненный поиск и получение связанной информации. Например:
-
в компании можно получить информацию о проигранных сделках, но невозможно определить причину проигрыша и стадию сделки, на которой это произошло
-
жалобы рассматриваются, но не существует единой процедуры рассмотрения жалоб, отчетность по удовлетворенности клиентов
«-» - означает отсутствие управляемого процесса. Все вопросы в рамках процесса решаются в режиме «ручного управления», система сбора и анализа информации не обладает полнотой и достоверностью, сбор данных нефинансового характера сопряжен со значительными трудозатратами.
Если в результате диагностики будут выявлены недостатки - не отчаивайтесь, в следующих частях мы рассмотрим способы их устранения. Также Вы можете обратиться к нашим экспертам за консультацией по конкретному вопросу или ситуации.