Когда Клиент уходит
Мы довольно часто участвуем в
процессе передачи дел от "бывшей" обслуживающей компании к нам и наш опыт
показывает интересную вещь. Даже в big4, где специалисту, передающему дела, как
бы все равно - ну ушел Клиент и ушел - процесс ухода Клиента всегда сопряжен с
какими-то личными эмоциями, слабо организован и вообще, как бы это помягче
выразить, в общем, бардак это, а не процесс.
В нашей практике были истерики руководителей обслуживающих компаний на тему
"Я Вам! всю жизнь! а Вы! Я для Вас то-то и то-то без очереди да дешево, а Вы
уходить надумали!". Были попытки больших и именитых иностранных консалтинговых
компаний выставить "напоследок" небольшой счетик, буквально на 15.400 Евро,
обосновать который никто толком так и не смог. Были попытки передать не все
документы, но по описи, - дескать, ну кто там на встрече разберется? Потом
обнаружат - отдадим, а пока не готово, отдавать не будем. Да много всего было.
В каждой уважающей себя компании продуман процесс привлечения Клиентов, в самых
замечательных думают даже о процессах работы с уже существующими Клиентами. Но
вот компании, в которых продумывают то, как достойно расставаться с Клиентами,
мне пока практически не попадались.
А ведь секретов здесь никаких. Прежде всего, узнайте, почему Клиент
уходит. Выслушайте Клиента. Если Клиент уходит именно из вашей компании
к другому поставщику - скажите, что сожалеете о негативном опыте сотрудничества,
если у Вас есть какие-то пояснения/мотивы (не "сам дурак", а реальные мотивы) -
донесите их до Клиента в очень мягкой форме. И обязательно убедитесь, что Клиент
хочет именно покинуть вашу компанию, а не донести до вас свое раздражение
продуктом, сервисом, персоналом вашей компании. Моя практика показывает, что в
гостиничном бизнесе, например, при грамотной отработке информации "я к вам
больше ни ногой", 93% Клиентов передумывают аннулировать бронь/возвращаются в
отель. В каждом бизнесе своя статистика, но попробовать стоит, в любом случае.
Иначе уходящий Клиент поймет, что вас реально не беспокоит, что он уходит.
И, конечно, дайте Клиенту понять, что сделаете соответствующие выводы.
Если предотвратить не удалось:
1. Облегчите Клиенту процесс ухода от вас, как бы странно это
ни звучало - направьте ему шаблон письма об отказе от сотрудничества.
Безусловно, изначально в договоре между вами должен быть четко прописан процесс
расторжения договора, сроки уведомления о таком расторжении. Это нужно, чтобы в
процессе не начались споры "я хочу уйти завтра", "нет, обычно (!) нас Клиенты
предупреждают за месяц!". Лишний негатив в отношениях вам вряд ли нужен. Правила
игры должны быть закреплены.
2. Оформление деятельности должно вестись таким образом, чтобы вы могли
передать дела Клиента без затягивания договорных сроков. В нашем
бизнесе дела могут передаваться по 3 месяца вместо установленногоо договором
одного - как же, надо же описи документов делать, а их много! А то, что можно
такие описи делать в ходе сотрудничества, по окончанию каждого квартала, в
голову почему-то никому не приходит. Такое ощущение, что люди планируют работать
на своих Клиентов вечно. Похвально, но мало похоже на правду.
3. Не воспринимайте уход Клиента как личную драму/обиду и
прочий "повод для драки". Профессиональному поведению сложно научить, но именно
такое поведение должно быть у вас. Эмоции - строго в рамках деловых отношений,
да, "нам очень жаль", да, "сделаем выводы" и точно не стоит говорить о том, что
"Вы у нас были самый "жирный" Клиент и мы теперь, наверное, разоримся" (я
цитирую, если что).
4. При финальной передаче дел будьте максимально вежливы и предупредительны со
своим преемником. Чего только мы не наслушались от своих предшественников! И что
мы демпингом занимаемся и "ничего я вам объяснять не буду!" (на просьбу передать
обязательную для составления и передачи Учетную политику компании). Это не
только породит нехорошие слухи про вашу компанию на рынке, но и заставит Вашего
Клиента краснеть и думать "как же я мог с этими хамами работать столько лет!".
Общая идея - оставьте о себе хорошее впечатление и дайте Клиенту
возможность, при желании, вернуться.
Сегодня утром мы возобновили сотрудничество с Клиентом, с которым не работали
полгода. Клиент ушел, потому что решил, что компания выросла и ему нужен
собственный бухгалтер. К нам претензий, к счастью, не было, просто он посчитал,
что ему будет удобнее, если главный бухгалтер всегда будет в соседнем кабинете.
Признаться, я так не считала, но, конечно, мы совершенно цивилизованно
расстались, пожав друг другу руки и продолжая поздравлять друг друга с днями
рождения. С тех пор Клиент трижды нанимал главных бухгалтеров. Последнего нас
даже попросили "проверить" - действительно ли он так профессионален, как
заявляет. Результаты встречи с новым главбухом Клиента были неутешительны, мы
дали это понять Клиенту. Клиент нас внимательно выслушал, но решил попробовать.
К счастью, первые результаты появились еще до окончания первого отчетного
периода, который теперь будем спасать мы. Клиент вернулся. Как он сам признал:
"С облегчением возвращаюсь к вам! Все оказалось не так просто, как мне казалось,
и ожидаемого эффекта "главбух всегда под рукой" я явно не получил". Мы, в свою
очередь, предложили ему выезд его куратора к нему в офис 1 раз в неделю для
обсуждения текущих вопросов, который, как мы с Клиентом поняли, в дополнение к
общению по ICQ и Skype, как раз заменит ему эффект присутствия главбуха в
соседнем кабинете.
И мы, и Клиент сделали выводы. Мы оставили Клиенту пусть для возвращения, и
он им воспользовался. К счастью, без лишней скромности могу признать, - Клиенты
от нас практически не уходят. Такого, чтобы ушли, "громко хлопнув дверью",
будучи недовольными нашими услугами, не было вообще. Почему - другая большая
тема, но вкратце - мы слушаем своих Клиентов "до", а не "после".
И всем нам нужно помнить, что профессионализм и хорошее отношение к Клиенту - в
деталях и реальных действиях, а не в громких лозунгах.
Татьяна Григоренко
tgrigorenko.livejournal.com
_______________________________________________________________________
ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:
7 причин, почему внедрение CRM приносит одни проблемы
В какой CRM работают крупные компании?
Обзор CRM-системы BPMSoft
Презентация Битрикс24 Орион
Введение в Microsoft Dynamics 365 Copilot
Разбор SBER CRM
Аналоги 1С:Предприятие
Новые механизмы RegionSoft CRM 8.0
Что такое CSAT?
CRM-система 一 что это такое?
Обзор новинок релиза Битрикс24.Полярная звезда
Пишем клиентам из Planfix в Telegram
«Арника» - система управления салоном красоты
Переход с SAP на 1С за 1,5 месяца. Опыт компании Zentiva
CRM-маркетинг в Битрикс24: Сегментация клиентов
Как внедряли новый процессинг для программ лояльности «Пятёрочки» и «Перекрёстка»
Какая в Мегаплане воронка продаж?
Результаты качественного исследования программ лояльности и CRM-маркетинга в России
Презентация новой версии amoCRM 2022
Чем хороша Low-code BPMS платформа от Comindware?
|