За последний год CRM-проекты
велись и ведутся в крупнейших банках страны, в числе которых – "Сбербанк",
"ТрансКредитБанк", МДМ-Банк, "Уралсиб". Оптимизация взаимодействия с клиентами,
одного из ключевых бизнес-процессов – это "вечная" ИТ-потребность практически
любого банка. Именно поэтому спрос на CRM-решения, по мнению
Валентина Фосса, начальника отдела
маркетинга компании "Утилекс", будет заметен всегда. "Функционал внедряемых
сегодня CRM-систем широк: это автоматическое выделение аккаунт-менджеров по
работе с ключевыми клиентами, автоматизация работы контакт-центров, управление
розничными продажами, анализ проводимых маркетинговых акций, - рассказывает он.
– Однако в последнее время особую актуальность приобрела работа с кредитами, в
том числе и с просроченными. Передача "плохих долгов" в коллекторские агентства
- это уже "прошлый век": современные CRM-системы позволяют выстроить процесс
эффективного взимания задолженности, поэтому они пользуются спросом со стороны
банков, активно работающих в сфере потребительского кредитования. Например, в
арсенале "Утилекс" давно имеется решение по управлению дебиторской
задолженностью на всех этапах работы банка".
Возможно, масштабный CRM-проект,
реализуемый в "Сбербанке", также вдохновил игроков финансового рынка на
"посткризисную" CRM-активность. Старший вице-президент "Сбербанка"
Виктор Орловский рассказал CNews,
что проект внедрения CRM еще не завершен, но уже достигнуты
существенные результаты. "Мы развернули систему для крупных и крупнейших
клиентов во всех 17 территориальных банках в рекордные сроки - менее чем за 4
месяца, - отметил он. - С использованием самых современных технологий обучения
велась подготовка нескольких тысяч сотрудников. На первом этапе к системе
подключились порядка 10 тысяч сотрудников, в ней была размещена информация о
нескольких десятках тысяч клиентах".
По словам г-на Орловского, в
настоящее время "Сбербанк" разворачивает CRM-систему для кредитного процесса,
для работы с плохими активами, для взаимодействия с компаниями СМБ. В
перспективе решение будет внедрено и в розничном сегменте, причем банк будет
стремиться к предоставлению своих услуг через любой канал взаимодействия. "У
клиента должна быть возможность заказать карту через банкомат, получить скоринг
через call-центр, подтвердить его через интернет и забрать готовую карту в
отделении банка, - убежден г-н Орловский. – При этом важно, чтобы взаимодействие
банка с клиентом не было навязчивым". По его мнению, большинство банков сейчас
взаимодействуют с клиентами неэффективно. Основная проблема состоит не в том,
что у банков отсутствует информация о клиентах, а в том, что 90% этих данных
никак не анализируются. После того, как банки "осилят" обработку и анализ
информации, им нужно будет научиться принимать решения на основе представленного
анализа".
Дмитрий Ровинский, руководитель
направления Terrasoft CRM Bank ГК Terrasoft считает, что современные требования
к CRM-системам напоминают докризисные, но только в операционной части. Банкам,
по его мнению, сегодня нужна автоматизация таких процессов, как конвейерные
продажи кредитов физическим лицам, а также процессов привлечения клиентов и
развития взаимодействия с ними (пролонгация договоров, кросс-продажи, процессы
Debt Collection). "В аналитической и коллаборационной части подходы к CRM очень
изменились, стали более зрелыми, - рассказал он CNews. - Раньше банк мог
мириться с ситуацией, когда данные о разных продуктах содержались в разных
системах, когда отсутствовал общий анализ доходности клиента, кредитных рисков.
Но в посткризисный период банки стали все активнее внедрять коллаборационные
CRM-системы, позволяющие видеть полную информацию по клиентам и управлять
сквозными бизнес-процессами их привлечения, развития и удержания".
"ПО для финсектора: как изменились предпочтения банков", CNews Analytics