При разговорах о практических аспектах внедрения
Call-центров и тесно связанных с ними систем управления
взаимодействием с клиентами (CRM, Customer Relationship Management
System) упор обычно делается на пропускной способности этих систем и
их IP-возможностях. Но ведь в CRM-решениях это не главное.
Главное же заключается в том, насколько хорошо эти системы -- а они
важны для любого клиентоориентированного бизнеса -- облегчают
(улучшают) взаимодействие клиентов с владельцами данных систем. Как
отмечалось в одной из наших недавних переводных публикаций, “все
преобразования бизнеса должны осуществляться с учетом потребностей
клиентов, иначе их не стоит затевать. Клиент -- всему голова, и
компании, выбирающие стратегию изменений, обязательно должны
учитывать его потребности”.
Вот очевидная и “лежащая на поверхности” мысль: потребности клиентов
надо не только удовлетворять, но и предугадывать! В этом, собственно
говоря, и состоит “высший пилотаж” любой клиентоориентированной
компании. Кто раньше данные потребности предугадает, тот и окажется
на коне! В терминах CRM-аналитиков эту функциональность можно с
известной натяжкой отнести к классу “управление услугами в реальном
времени”.
К чему я это говорю? А к тому, что клиент, сведения о котором
хранятся в CRM-системе, вовсе не горит желанием непременно
пообщаться по телефону с соответствующим Call-центром или заглянуть
на сайт компании (чтобы, к примеру, узнать судьбу своего заказа). У
него есть множество других дел и ему без особой необходимости было
бы лучше вообще не связываться ни с “телефонными барышнями”, ни с
фронт-офисными системами (пусть даже первые обладают приятным
голосом, а вторые – супер-интуитивно понятным Web-интерфейсом). Ну
разве что при возникновении различных нештатных ситуаций.
А вот предупреждать клиента о возникновении нештатных ситуаций (к
примеру, задержек в обработке или доставке заказа), CRM-cистема
должна сама. Не дожидаясь обращения клиента в Call-центр, пусть даже
и оснащенный самыми современными программно-аппаратными комплексами.
Сегодня, пытаясь отредактировать в личном кабинете Miles & More
(бонусной программы авиакомпании Lufthansa) номер своего сотового
телефона, совершенно случайно набрел на описание сервиса “Будьте
всегда информированы с помощью SMS-услуги авиакомпании Lufthansa”.
Суть данной бесплатной услуги состоит в следующем: участники
программы Miles & More, указавшие номер мобильного телефона в своём
профиле, автоматически получают сообщения с информацией о возможных
изменениях номера выхода на посадку, отмене рейса или его задержке.
Пассажирам, совершающим пересадку в аэропортах Франкфурта или
Мюнхена, предоставляется дополнительная услуга: если их самолёт
опаздывает, и они не успевают на свой следующий рейс, они получают
текстовое сообщение сразу после посадки самолёта. Там указан
альтернативный стыковочный рейс, на который пересадили пассажира, и
где можно получить новый посадочный талон.
Вроде бы пустячок, но очень приятный и способный в случае
возникновения нештатных ситуаций сохранить массу нервов: задержка
рейса и изменение номера выхода на посадку – увы, не такие уж и
редкие явления. CRM-системы известных мне российских авиакомпаний
также хранят в “личных кабинетах” часто летающих пассажиров номера
их мобильных телефонов. Но используют эти номера разве что для
идентификации клиентов, обращающихся в их Call-центры с различными
просьбами (например, о переносе дат вылета).
Потом, надо полагать, Call-центры отчитываются перед руководством
компании о количестве обращений к ним, среднем времени ожидания
ответа оператора и т. д. Кроме того, время от времени независимым
аналитикам заказываются исследования, призванные с точностью до
процента определить степень удовлетворенности клиентов и другие
параметры той или иной системы массового обслуживания.
А вот вопрос о том, в какой степени менеджмент компании способен
предугадывать потребности клиентов, никто, похоже, даже не ставит.
Или все же ставит?