БИЗНЕС-СЕТЬ KINETICS CRM ERP ITSM
ЧТО ТАКОЕ CRM? НОВОСТИ АНАЛИТИКА ПРАКТИКА CRM СИСТЕМЫ CALL-ЦЕНТРЫ ПОСТАВЩИКИ  
   История Тренды Колонки Рейтинги Статьи     Консультации


РЕЙТИНГИ
СТАТЬИ
ПЕРСПЕКТИВЫ CRM
ИТОГИ И ТРЕНДЫ
ЛОЯЛЬНОСТЬ КЛИЕНТОВ
ОБЗОРЫ И РУКОВОДСТВА
СТОИМОСТЬ РЕШЕНИЙ
МЕТРИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ


Gartner, ISM, Forrester Research, CRM TOP AWARDS и другие

   
   

СТАТЬЯ

Интеграция CRM-систем с ИТ-системами в рамках решений для телекоммуникационных компаний



 Введение

Роль CRM -системы в телекоммуникационной компании переоценить трудно. Применение CRM -системы тесно связано с достижением стратегических целей телекоммуникационной компании, а также с решением задач служб маркетинга, продаж, сервисного обслуживания.

Помимо CRM в телекоммуникационных компаниях действуют множество других информационных систем – ERP , системы биллинга, электронного документооборота, различные офисные приложения и т.д. В этой связи возникает вопрос – как обеспечить эффективную интеграцию CRM -системы с другими компонентами ИТ-инфраструктуры в рамках единого информационного пространства телекоммуникационной компании? Ответам на этот вопрос посвящена данная статья.

Привлечь новых клиентов и сохранить текущих

Прежде чем двигаться далее, остановимся более подробно на задачах, которые решает CRM-система в телекоммуникационной компании.

Любая клиентоориентированная телекоммуникационная компания стремится к тому, чтобы, во-первых, привлечь новых клиентов, во-вторых – сохранить и повысить лояльность текущих клиентов за счет предложения им новых и дополнительных услуг и сервисов, возможности принять участие в программах лояльности. В процесс достижения этих задач вовлечены все основные функциональные подразделения телекоммуникационной компании: отдел продаж, маркетинга, сервисного обслуживания.

В таблице №1 представлено, каким образом задачи, решаемые функциональными подразделениями, способствуют достижению стратегических целей телекоммуникационной компании по работе с клиентами.

Таблица 1.

Надо ли интегрировать CRM c ИТ-системами, или Какие задачи решает CRM -система и зачем вообще нужна интеграция?

На примере системы Microsoft Dynamics CRM кратко рассмотрим, что предлагает С RM - система функциональным подразделениям телекоммуникационных компаний для решения их задач.

 Для службы маркетинга телекоммуникационной компании CRM -система является инструментом, использующимся для:

  • Сегментации клиентской базы;
  • Управления планированием маркетинговых кампаний;
  • Управления выполнением действий маркетинговой кампании, отслеживания всех задач и коммуникаций;
  • Управления результатами маркетинговых кампаний;
  • Маркетингового анализа.

К примеру, в области управления планированием маркетинговых кампаний CRM -система позволяет создавать шаблоны маркетинговых мероприятий, а также управлять задачами для исполнителей в рамках кампании, контролировать план и сроки проводимых маркетинговых мероприятий, создавать шаблоны опросов.

В свою очередь специалистам службы продаж CRM -система предлагает рабочие инструменты для:

  • Управления потенциальными клиентами;
  • Управления данными о клиентах;
  • Управления продажами клиентам;
  • Управления сведениями о продуктах и услугах;
  • Мониторинга и анализа продаж.

Для специалиста по продажам CRM -система является единой точкой входа к профилю клиента, включая доступ к информации ко всей предлагаемой продуктовой линейке. В частности, благодаря CRM-системе специалисты службы продаж телекоммуникационной компании могут создавать, управлять и контролировать выполнение последовательности этапов работы по продажам, управлять заявками на подключение, а также отслеживать истории продаж по каждому клиенту. В свою очередь за счет интеграции с системой документооборота в CRM -системе обеспечивается возможность хранения копий документов по клиенту (договора, платежи и т.д.).

Наконец, важной задачей для телекоммуникационной компании является организация сервисного клиентского обслуживания. В большинстве телекомкомпаний единой точкой входа для клиентов является call -центр. Использование CRM -системы позволяет значительно упростить работу оператора сервисного центра за счет возможности:

  • Управлять полным набором данных о клиентах (карточка клиента);
  • Управлять услугами клиента (обрабатывать заявки, просматривать справочники тарифных планов, лицевых счетов и услуг, использовать калькулятор тарифных планов и т.д.);
  • Управлять обращениями клиента (фиксировать обращения клиентов, классифицировать их по темам, типу, статусам, просматривать историю взаимодействия по обращениям, управлять маршрутами обработки обращений и т.д.);
  • Управлять базой знаний (управлять информационными статьями, хранящими информацию с ответами по различными вопросам клиентов и пользователей, структурировать сведения о решениях запросов по темам).

Кроме того, CRM-система в связке с системой телефонии ( call -центр) позволяет автоматизировать действия оператора в части регистрации входящих и исходящих звонков, проведения телефонного анкетирования клиентов. Также CRM предоставляет средства мониторинга и анализа обслуживания клиентов, а также анализа эффективности работы самих операторов call-центра.

Объединяя все вышесказанное, перечислим, какие преимущества дает использование CRM -системы телекоммуникационной компании:

Упрощение процесса продаж:

  • Уменьшение времени доступа к информации о клиенте;
  • Разработка механизмов кросс-продаж и доппродаж сопутствующих услуг;
  • Появление шаблонов (сценариев) продаж новому абоненту и обслуживания существующих;
  • Хранение истории о взаимодействиях с клиентом до продаж.

Сокращение времени обслуживания абонентов:

  • Формирование базы знаний – быстрый поиск ответов на часто задаваемые вопросы;
  • Предоставление информации о клиенте в «едином» окне;
  • Контроль обработки заявок на обслуживание клиентов.

Сокращение времени и ресурсов для построения аналитических отчетов:

  • Разработка системы отчетности для анализа поведения клиентов.

Получение расширенных средств и аналитических измерений для анализа клиентов:

  • Единая, актуальная и достоверная база клиентов;
  • Формирование истории взаимоотношений с клиентами;
  • Сбор и анализ дополнительных аналитических признаков для анализа клиентов.

Получение инструмента для сегментации клиентской базы по различным критериям:

  • Формирование целевых групп и подгрупп клиентов;
  • Автоматизация процесса формирования «профиля клиента»;
  • Централизованное хранение информации для дальнейшего развития алгоритмов анализа сегментов и обработки данных;
  • Использование целевых групп клиентов для проведения маркетинговых и прочих «адресных» активностей.

Между тем эффективность от использования CRM -системы достигается во многом благодаря ее расширенной интеграции с другими ИТ-системами телекоммуникационной компании. В качестве примера: если не реализована интеграция CRM с биллингом, оперативный доступ оператора call-центра на момент звонка к информации о состоянии счета клиента затруднен. Соответственно, поиск необходимых данных приводит к снижению скорости обслуживания клиентских звонков.

Архитектура интеграции CRM с ИТ-системами

К настоящему моменту выделяют два типовых варианта интеграции корпоративных ИТ-систем.

Первый, так называемый традиционный вариант, предусматривает интеграцию CRM-системы с другими ИТ-системами, по принципу «каждый с каждым». Схематично такая интеграция выглядит следующим образом (схема 1):

Второй вариант предусматривает интеграцию CRM -системы посредством общей корпоративной шины (ESB, Enterprise Service Bus, Сервисная шина предприятия). На схеме 2 представлен порядок интеграции с использованием ESB .

Схема 2. Интеграция корпоративных информационных систем с использованием ESB .

К примеру, интеграция с использованием корпоративной шины была выполнена специалистами компании GMCS в рамках одного из проектов – система управления взаимоотношениями с клиентами на базе Microsoft Dynamics CRM была интегрирована с call -центром, системой биллинга, а также рядом других специализированных ИТ-систем. В то же время по ряду приложений интеграция была выполнена напрямую.

Каждый из описанных вариантов интеграции обладает своими плюсами и минусами. В любом случае решение о выборе способа интеграции телекоммуникационная компания принимает самостоятельно, в зависимости от своих потребностей, имеющихся ресурсов и т.д.

Хотелось бы отметить, что в настоящий момент приоритет отдается варианту интеграции посредством ESB. Несмотря на то, что этот подход стал применяться относительно недавно, его применение в ближайшем будущем является наиболее перспективным и эффективным по целому ряду показателей. К преимуществам этого способа интеграции можно отнести легкость подключения приложений, снижение стоимости на интеграцию. Однако использование сервисной шины требует, во-первых, ее наличия. Во-вторых, сервисная шина должна обладать достаточной пропускной способностью. В-третьих, использование корпоративной шины предполагает создание дополнительного модуля (адаптера), отвечающего за подключение приложения к ESB .

Средства интеграции CRM с ИТ-системами

С технологической точки зрения для интеграции Microsoft Dynamics CRM используются следующие способы:

  • Интеграция с помощью WEB-сервисов:

- Передача данных в XML-формате по протоколу HTTP, используя архитектуры SOA

- Сервер приложений должен поддерживать интерфейс SOAP ( S imple O bject A ccess P rotocol).

  • Интеграция на уровне приложений (COM-объектов):

- Использование COM-объектов для доступа к справочникам и функциям интегрируемого приложения.

  • Интеграция с помощью промежуточных файлов или базы данных:

- Экспорт-импорт данных из CRM в директорию или промежуточную таблицу и экспорт-импорт файлов/данных в интегрируемое приложение.

  • Интеграция на уровне данных (Active Data Object, Data Link):

- Интеграция на уровне данных или приложения.

«Подводные» камни интеграции CRM с ИТ-системами

Интеграция процесс довольно сложный. Как свидетельствует практика компании GMCS , основными трудностями, с которыми приходится сталкиваться, являются следующие.

1. Синхронизация справочников

Это болевая точка при интеграции. Во всем множестве используемых телекоммуникационной компанией ИТ-системах есть собственные и общие справочники, требующие синхронизации. Причем техническая реализация общих системных справочников может различаться: к примеру, в системе биллинга справочник клиентов представляет собой список лицевых счетов, содержащих информацию о ФИО клиента, ИНН, его паспортных данных и т.д., без связей между лицевыми счетами одного и того же физического или юридического лица. А с точки зрения CRM критично обслуживание именно клиента, со всеми его лицевыми счетами, а не отдельно взятого лицевого счета. Соответственно возникает вопрос – как интегрировать их между собой?

В качестве рекомендации хотелось отметить, что при интеграции необходимо обеспечить синхронизацию справочников так, чтобы в каждой ИТ-системе к элементам справочника удовлетворялись требования уникальности, актуальности и полноты элементов.

2. «Единое» окно для оператора call-центра

Безусловно, оператору call-центра проще работать с одним («единым») окном приложения (причем неважно, что это будет за приложение), с доступом ко всем необходимым данным и функциям по клиенту. Поэтому в данном случае главной задачей является реализация для оператора call-центра рабочего места (АРМ) с целью быстрого и удобного доступа к различным данным по клиенту, в том числе с возможностью просмотра справочных данных по клиенту (CRM), анализа текущего баланса клиента, анализа потребляемых услуг и др.

Следует отметить, что разработка «единого окна» требует дополнительных ресурсов, которые необходимо закладывать в проект. Конечная стоимость и сроки разработки «единого» окна напрямую зависят от пожеланий заказчика.

3. Быстродействие

В свою очередь скорость работы CRM -системы, в том числе и в рамках «единого» окна, зависит от скорости работы других информационных систем, выступающих источниками данных, а также от канала связи между ними.

Рассчитывать и тестировать быстродействие CRM-системы важно еще на этапе разработки решения. При этом важно учитывать:

  • Объем передаваемой информации;
  • Производительность серверного оборудования;
  • Производительность каналов связи;
  • Скорость обработок.

Заключение

В заключение еще раз отметим, что эффективность используемого в телекоммуникационной компании CRM -решения во многом зависит от объема и качества интеграционных связей с действующими ИТ-системами.

При построении интеграционного решения особое внимание мы рекомендуем уделить вопросам синхронизации справочников, производительности и надежности каналов обмена данными между ИТ-системами, а также производительности всего интеграционного решения в целом.

Валерий Горбунов, Вячеслав Блинков, Михаил Богунов, департамент решений Microsoft компании GMCS.


_______________________________________________________________________


ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:

7 причин, почему внедрение CRM приносит одни проблемы

В какой CRM работают крупные компании?

Обзор CRM-системы BPMSoft

Презентация Битрикс24 Орион

Введение в Microsoft Dynamics 365 Copilot

Разбор SBER CRM

Аналоги 1С:Предприятие

Новые механизмы RegionSoft CRM 8.0

Что такое CSAT?

CRM-система 一 что это такое?

Обзор новинок релиза Битрикс24.Полярная звезда

Пишем клиентам из Planfix в Telegram

«Арника» - система управления салоном красоты

Переход с SAP на 1С за 1,5 месяца. Опыт компании Zentiva

CRM-маркетинг в Битрикс24: Сегментация клиентов

Как внедряли новый процессинг для программ лояльности «Пятёрочки» и «Перекрёстка»

Какая в Мегаплане воронка продаж?

Результаты качественного исследования программ лояльности и CRM-маркетинга в России

Презентация новой версии amoCRM 2022

Чем хороша Low-code BPMS платформа от Comindware?


Показаны статьи 1 - 20 из 1517

Дальше  >>>




 
О портале Новости портала RSS Feed Услуги Размещение рекламы Форум Карта сайта Напишите нам! RUS / ENG  
Copyright © 2002 - 2025 CRMONLINE.RU All rights reserved. E-mail: