Булат Латыпов
По официальным
данным, объем рынка информационных технологий в России в первом
квартале 2009 года снизился на 18%. Пожалуй, самый затормозивший
сектор на данный момент – продажа нового оборудования.
Сокращение составило 37% от уровня первого квартала 2008 года.
Так же заметно «просело» программное обеспечение – падение
продаж составило около 30%.
Разумеется,
Россия не единственная страна, в которой рынок IT
характеризуется затяжным спадом. Схожая ситуация сейчас
наблюдается во всем мире. Даже у признанного лидера в
производстве программного обеспечения - Microsoft - не оказалось
иммунитета к мировому финансовому кризису. В конце апреля
корпорация сообщила о первом за 23 года снижении квартальной
выручки (на 5,6% по сравнению с январем — мартом 2008 г.). Затем
в СМИ появились новости о том, что запланированное сокращение 5
тыс. рабочих мест компания осуществит быстрее, чем
планировалось. Об увольнении такого же количества специалистов
заявила и корпорация Intel, а крупнейший производитель
программного и аппаратного обеспечения Sun Microsystems уже
уволил 1,3 тыс. человек.
Новости
российских участников IT-рынка тоже не блещут оптимизмом.
Позиции большинства отечественных компаний пошатнулись еще в
конце прошлого года. Согласно данным опроса, проведенного
каналом @Astera среди IT-компаний в феврале 2009 года, падение
объемов продаж затронет 65% участников рынка. «Яндекс» и Mail.ru
временно отказались от проведения IPO. На грани банкротства
оказались сети «Беталинк» и «Цифроград», которые не могут
расплатиться с кредиторами. Было закрыто несколько гипермаркетов
сети «Мир», обнаружились финансовые проблемы у «Эльдорадо».
Многие IT-компании планируют в ближайшее время начать вторую
волну увольнений.
Словом,
IT-отрасль серьезно пострадала от финансового кризиса и
обусловлено это ее обслуживающим характером. Ведь информационные
технологии ценны не сами по себе, они выступают в качестве
инструмента решения определенных задач и проблем
компании-заказчика.
Таким образом,
когда бизнес испытывает трудности, IT-сектору тоже приходится
несладко. Под давлением кризисных факторов бизнес экономит на
всём, и затраты на IT – вовсе не исключение.
В результате под
нож попадают IT-бюджеты большинства компаний, сворачивается
финансирование дорогостоящих и «долгоиграющих» проектов,
выжимается максимум из уже сложившейся на предприятии
инфраструктуры. Очевидно, что ориентиры у предпринимателей
изменены. И в первую очередь это касается подхода к тому, что
позволит в тяжелые времена снизить издержки и оптимизировать
затраты – к автоматизации. До кризиса казалось, что никаких
потрясений не случится и можно внедрять любые системы
автоматизации. Теперь же ситуация такова, что большинство
компаний согласны лишь на краткосрочные IT-проекты с быстрым
эффектом и приемлемой ценой.
Бизнес
кризисного времени по объективным причинам не может
финансировать внедрение громоздких и сложных IT-систем.
Критические задачи нужно решать быстро, промедление в такой
ситуации сопряжено с большими рисками. По этой причине для ERP
систем наступили нелегкие времена – руководители считают каждую
копейку, им важен результат «здесь и сейчас». Тогда как
внедрение упомянутых систем обычно занимает много времени, а
возврат инвестиций – еще больше. Даже до кризиса внедрения
таких систем можно было назвать единичными из-за своей сложности
и дороговизны. Сейчас же большинство подобных проектов
заморожено или попросту закрыто.
Согласно
европейскому исследованию компании IDC, в 2009 году расходы на
ERP-приложения будут сильно подвержены влиянию экономического
кризиса. 21% респондентов заявили, что в 2009 году их расходы на
ERP-системы будут ниже или значительно ниже, чем в 2008 году.
Наиболее сильное воздействие кризиса скажется на Франции, а
менее всего отразится на Германии и Скандинавии. Кроме того,
крупные предприятия с более 2 500 сотрудников будут вынуждены
сильно сократить расходы на ERP-системы. Аналогичная ситуация
происходит и в России.
У модных до
недавнего времени CRM-систем тоже не все гладко. Эти программные
продукты позволяют автоматизировать процесс продаж, но
«забывают» про существование остальных служб компании. В
результате автоматизация не затрагивает большую часть отделов и
масштабной оптимизации на предприятии не происходит. Кроме того,
в условиях спада потребления сложно рассчитывать на рост продаж
и объемов выручки, которым как раз должны способствовать
CRM-системы. В итоге многие бизнесмены пересмотрели свое
отношение к этим системам и решили пока отказаться от них.
Тем не менее, их
отказ не означает полного неприятия идеи оптимизации с помощью
IT. Проблемы на предприятиях остаются, следовательно, их нужно
как-то решать. Обычно пик поиска резервов и скрытых возможностей
на предприятиях происходит именно в кризисные времена. Когда
всё, что можно урезать, уже урезали, наступает пора искать выход
из кризиса в другом месте. Судя по опыту кризиса 1998 года,
после таких печальных событий в экономике значение систем
управления предприятием возрастает, а бизнес начинает всё чаще
смотреть в их сторону. Желание разумно сэкономить, при этом
ничего не потеряв, становится главным вектором в поведении
бизнесменов.
Ильгиз Азизов,
генеральный директора ЗАО «Татинтелком» (группа компаний
«Вымпелком»), высказал подобную мысль еще в ноябре 2008 года:
«…Я считаю, что на сегодняшний день одной из важных задач
антикризисного финансового управления является оптимизация
затрат предприятия. И спрос на IT-услуги будет оправдан только в
том случае, если IT-сектор сможет предложить доступные по ценам
услуги и решения, которые помогут компаниям в оптимизации их
затрат».
Статистические
данные российского разработчика финансового b2b-софта и систем
управления предприятием MetaQuotes Software подтверждают
увеличивающийся интерес к краткосрочным и недорогим проектам,
позволяющим оптимизировать затраты. «Спрос на системы управления
предприятием начал увеличиваться. Эти программные продукты
позволяют снижать издержки, и интерес к ним со стороны бизнеса
объясним, - комментирует сложившуюся ситуацию Гайс Крейс,
заместитель генерального директора MetaQuotes Software Corp. -
Действительно, за последнее время появилось много компаний,
которые заинтересованы в покупке систем управления. Более того,
они имеют для этого соответствующие финансовые возможности.
Однако, нестабильная экономическая ситуация и неуверенность в
будущем заставляют их осторожничать и откладывать внедрение
систем на потом. Так происходит во всем мире, а не только в
России. Однако сам факт, что таких «потенциалов» в клиентской
базе становится всё больше и больше, позволяет с оптимизмом
смотреть в будущее. Ведь кризис пройдет, а заинтересованность
останется».
Закономерно, что
в этом году данный IT-сегмент чувствует себя менее скверно, чем
остальные. Как уже отмечалось, спрос на системы управления
предприятием растет, и интерес к ним с каждым днем становится
все более осознанным. Приходит понимание того, что реальная
автоматизация бизнеса – это комплексная автоматизация всей
компании, а не одного отдела из десяти. Бизнесу необходима
эффективная и быстрая система автоматизации за разумные деньги.
В этом плане можно говорить об отрезвляющем и даже положительном
эффекте мирового кризиса. Бизнесмены начали
задумываться над реальной оптимизацией своих компаний, а не
внедрять популярные системы по правилу «раз есть у конкурента,
должно быть и у нас».