Интервью с Валерием Фаткуллиным
Кризис дает
прекрасные шансы обойти конкурентов и занять лидирующие позиции на рынке, -
уверен Валерий Фаткуллин, консультант
по маркетингу, автор специализированного курса по маркетингу в Академии
Народного Хозяйства для студентов программ MBA и Президентской Программы
переподготовки управленческих кадров.
- В условиях кризиса, проблем с
финансированием, неплатежами, выручкой многие руководители предприятий среднего
бизнеса пытаются уменьшить свои расходы за счет сокращения отделов маркетинга.
На ваш взгляд это выход из положения?
Вместо того, чтобы прятаться и
сокращаться, нужно активно действовать. Именно во время кризиса есть возможность
захватить рынок. Необходима лишь инициатива и трезвый расчет. Тот, кто будет
тратиться сейчас на рекламу, продвижение своей компании, в конечном счете,
останется в выигрыше.
- То есть бюджет на маркетинг
сокращать нельзя?
Наоборот, его надо увеличить в
разы. Когда все начинают уходить с рынка, когда все закрываются, есть шанс
обойти других участников рынка. В условиях кризиса пасуют даже крупные
международные компании типа Nestle, - они подвержены кризису и в других странах,
в международном масштабе. Они вынуждены сокращать бюджеты, и у небольших
компаний есть возможность занять их место. Пока они будут молчать, мы должны
говорить больше. Такая ситуация была у российских брендов пива в 1998 году.
- Однако, чтобы увеличить бюджет на
маркетинговые расходы придется на чем то сэкономить?
Обычно, в таких ситуациях
возрастает ценность товара. Чтобы ценность товара оставалась такой же, не
обязательно иди на скидки, можно, например, просто уменьшить цену на единицу
упаковки. Если это большой бизнес - придется пойти на сокращение ассортимента,
но в разумных пределах. Если ты сел на корточки, то потом встанешь, а если ты
ляжешь, то потом не встанешь. Важно помнить – количество клиентов не снизилось,
оно, как было, так и осталось, изменилась стоимость покупки.
- А что касается сферы услуг?
Нужно уменьшить цену за единицу
платежа. Допустим, в месяц я разговариваю на 1200 рублей по телефону. Когда я в
конце месяца вижу счет, в нормальной ситуации, со стабильной зарплатой меня эта
сумма не пугает. Если же я не вижу перспектив стабильности, меня сумма пугает. И
если я буду не раз в месяц видеть 1200 рублей, а каждую неделю по 300 рублей,
мне психологически будет проще их оплачивать. Мой оператор получает с меня ту же
сумму 1200 рублей в месяц, но счет ему приходится выставлять мне не ежемесячно,
делая это только один раз, а 4 раза.
- Тогда он усилия свои усложняет,
но деньги, по крайней мере, не теряет?
Да. Когда тебе платили
единовременно 800 рублей, теперь тебе надо 4 раза взять по 200 рублей и для
этого приходится работать в 4 раза больше. Надо постоянно работать с покупателем
- активнее, чем до кризиса. Тогда компания не потеряет свои деньги, а главное -
свое положение на рынке.
- Какие еще меры можно предпринять?
Например, снизить расходы на
аренду, снять помещение поменьше. Предположим, существует копировальный салон
(его площадь 120 кв. метров), а через дорогу – юридическая консультация, которая
занимается вопросами оформления документов. В момент кризиса разумно
объединиться и разделить бремя аренды на двоих, теперь денег платить нужно будет
меньше и клиентам не надо бегать через улицу, чтобы получить сопутствующие
услуги.
- Как строить отношения с лояльными
клиентами?
Поощрять людей надо.
Поблагодарить, что пришли. Банкам нужно дружить со своими клиентами: "Спасибо,
что не снимаете деньги", потом «Спасибо, за то, что не снимали деньги, что вышли
из кризиса вместе». Речь идет о доверии. Если поезд метро остановился в тоннеле
и машинист молчит – люди волнуются, а если он скажет: “Девушка в синей шляпке,
не волнуйтесь, через 10 минут мы поедем”, всем, даже тем, у кого нет шляп,
станет легче.
- Возможна ли экономия на
размещении рекламы?
Рассчитывать на дешевизну
рекламоносителей пока рано. Через месяц-другой можно будет торговаться с
агентствами. Прежде всего, это будет реклама в прессе, потом наружная реклама,
радио. Интернета снижение цен почти не коснется. Интернет в этом году может
отыграть рекламный рынок, хотя пока не заметно большой активности. С другой
стороны, если уж экономить, то лучше вообще переходить на BTL. Чем ближе к
покупке маркетинговые усилия, тем лучше. Сейчас не до глобального - банальные
промо-акции могут быть важнее всего остального.