CRM — инструмент для эффективной работы
Андрей Слепицкий (Microsoft):
«Каждый российский банк уникален, а потому CRM-система при внедрении
«затачивается» под конкретного клиента»
СRM-система (система управления
взаимоотношениями с клиентами) позволяет решить несколько важных задач —
обеспечить поддержку клиентов, повысить эффективность работы отдела
маркетинга и продаж. Каким образом лучше осуществлять внедрение решения в
банке, насколько может повыситься эффективность работы при реализации такого
проекта, рассказал архитектор бизнес-решений консалтингового подразделения
корпорации Microsoft Андрей Слепицкий.
— Какие сегодня
существуют тенденции на рынке CRM-систем в финансовом секторе?
Какие из функций
CRM-системы для банков являются приоритетными?
— Конкуренция на
финансовом рынке постоянно растет, а потому банку необходимо
соответствовать существующим потребностям клиентов и
своевременно реагировать на них. Без автоматизации
бизнес-процессов решить эти задачи крайне сложно. Сегодня
CRM-система наиболее востребована в департаменте по работе с
корпоративными клиентами и департаменте розничного бизнеса.
Большинство
банков уже давно работает с корпоративными клиентами. За этот
промежуток времени бизнес-процессы выстроились в логическую
цепочку, система начала четко функционировать. Розничное
направление только в последнее время стало выходить на
лидирующие позиции, поэтому автоматизация этого блока сегодня
является одной из важнейших задач.
Показателен в
этом случае наш проект по внедрению CRM-системы для
Дальневосточного банка. В 2004 году клиентами банка являлись
свыше 10 тыс. юридических лиц и предпринимателей, а количество
частных клиентов превышало 70 тыс. Поэтому банку было необходимо
выстроить единую клиентскую базу, в которой бы фиксировались
осуществленные взаимодействия, сделанные предложения, выявленные
потребности. В результате внедрения системы управления
лояльностью клиентов на основе CRM-модуля Microsoft Dynamics NAV
банку удалось выявить основных клиентов, которые приносят
весомую прибыль, и за счет этого перераспределить свое внимание
и затраты. Помимо этого руководство банка получило общую картину
бизнеса, на основании которой проще выстраивать дальнейшую
политику развития. Еще одним из распространенных вариантов
является внедрение CRM-системы в отдел ипотечного кредитования.
Так, Московский банк реконструкции и развития сотрудничает с
огромным количеством партнеров, с российскими страховыми,
оценочными компаниями. И банку было необходимо наладить четкое
взаимодействие с каждым из них. К тому же в 2006 году банк
увеличил объем выданных ипотечных кредитов в 72 раза. Чтобы
сохранить существующие темпы роста и при этом не снижать
качество обслуживания клиентов, решено было внедрить отраслевое
решение на основе Microsoft Dynamics CRM. За счет автоматизации
всех бизнес-процессов производительность повысилась
приблизительно в два раза. Сотрудники отдела продаж быстрее
переходят от формальных процедур к работе с конкретным клиентом,
автоматизация андеррайтинга позволяет специалисту за день
рассматривать в два раза больше кредитных дел, а подготовка
пакета документов на сделку существенно упростилась.
Приоритетной
задачей при внедрении CRM-системы в call-центре является
создание единой клиентской базы. Вторая задача — это сокращение
времени решения проблем клиентов. При эффективной организации
процесса качество обслуживания существенно повышается и набор
функций операторов может быть расширен.
В некоторых
проектах, где внедрялось наше решение, предусмотрена возможность
автоматизации коллекторской работы: информация о просрочке
сначала поступает к менеджеру, а затем в общем списке передается
в call-центр, где операторы беседуют с каждым клиентом
индивидуально.
— Могут ли
сегодня банки эффективно выстроить работу, не интегрируя
CRM-систему в call-центр?
— Это зависит от
того, какие задачи стоят перед call-центром и перед самой
CRM-системой. Но если банк намерен выйти на конкурентный рынок,
расширить клиентскую базу, повысить качество обслуживания, то
такая интеграция необходима. Диалог будет конструктивнее, а
поддержка клиента более квалифицированной, если оператор будет
иметь перед глазами полную информацию о клиенте.
Как правило,
любой банк использует какое-либо программное обеспечение в
качестве CRM-системы. Классический и самый распространенный
вариант —Microsoft Office Excel. Конечно, эта программа
позволяет свести сведения в таблицу, но информация в ней будет
разрозненна, и работать придется практически вручную. Сотрудник
не сможет, в частности, оперативно посмотреть остаток на счете,
проверить наличие задолженностей у клиента. А в банке, надо
помнить, работает несколько каналов связи — это и телефонная
линия, и электронная почта, и обычная почта, и web-портал…
Соответственно, очень сложно отследить все эти потоки и ничего
не упустить.
— Но CRM-система
— это не только структурирование информации, создание единой
базы, но еще и возможность анализа?
— Цель
автоматизации департамента обслуживания — систематизация
информации о том, кто является клиентами банка.
Данные, которые
просто хранятся в системе, малоэффективны. Для получения
конкретного результата нужны специальные аналитические
возможности. Система анализа может не просто показать
статистические данные, но и помочь создать новый продукт для
конкретной категории лиц. Клиентам, объединенным рядом общих
признаков — класс, доходы, сфера деятельности, могут быть
интересны кредитные продукты, предоставленные на определенных
условиях. На основе проведенного анализа можно подготовить и
предложить продукт только для этой узкой категории. В этом
случае на клиентов идет целенаправленное воздействие, и
вероятность того, что продукты будут востребованы, повышается.
Некоторые
компании проводят также анализ конкурентного рынка. Банк
постепенно накапливает информацию из разных источников, а затем
анализирует, по каким позициям он проигрывает, а по каким
опережает конкурентов.
— Как оператору
конструктивно выстроить диалог, чтобы получить информацию для
дальнейшего анализа?
— Здесь нужно
разделить: звонок поступает от существующего клиента или от
потенциального. Если это существующий клиент и информация о нем
уже есть в системе, то оператору достаточно задать
идентифицирующий вопрос и у него сразу всплывает учетная
карточка этого клиента.
Если это новый
клиент, то требуется заполнить обязательный набор полей, чтобы
зафиксировать факт поступления обращения, а дальше система в
автоматическом режиме предложит набор продуктов. В банках этот
набор полей может быть разным. Он зависит от требований
кредитной организации и от текущих бизнес-процессов.
— Когда частная
информация доступна широкому кругу лиц, может возникнуть вопрос
о нарушении конфиденциальности…
— Как правило,
происходит разграничение доступа для пользователей. Каждый
контрагент, каждый участник этого процесса видит только ту
информацию, которая ему необходима. Фамилия, имя, отчество — это
общедоступная информация, а уровень дохода — уже
конфиденциальная. И предоставлять операционисту доступ к этой
информации, я считаю, неправильно. На этапе выстраивания
бизнес-процессов банк определяет роли пользователей. К полному
объему информации обычно доступ имеет только менеджер по работе
с этим клиентом и руководство банка.
— На каком этапе
в банке возникает необходимость во внедрении CRM-системы?
Может, есть
определенный порог по количеству обслуживаемых клиентов?
— Я не стал бы
судить о необходимости установки CRM-системы по количеству
пользователей. Банк может обслуживать одного корпоративного
клиента, у которого числится тысяча сотрудников. Внедрять или не
внедрять CRM-систему — зависит прежде всего от уровня сервиса и
бизнес-задач, которые хочет решить банк.
Однако
CRM-система — это всего лишь программное обеспечение, и ее
внедрение само по себе не гарантирует повышения качества
обслуживания. Для повышения качества необходимо разработать
внутренние правила и стратегию, на основании которых будет
осуществляться взаимодействие с клиентом. Если банк не думает о
своих клиентах, ни одна система ему не поможет.
— Каким образом изменяется система управления и организационная
структура банка при внедрении CRM-системы?
— Я сталкивался
в своей практике с несколькими ситуациями: когда банк имел уже
выстроенные бизнес-процессы и когда CRM-система внедрялась для
того, чтобы «заодно» сэкономить на бизнес-консалтинге и внедрить
шаблонные бизнес-правила. Но давайте посмотрим на это вот с
какой стороны.
Если мы говорим
именно о внедрении CRM-системы — то есть, по сути, об
IT-проекте, то ключевым отличительным признаком хорошей
CRM-системы является как раз минимальное воздействие на бизнес
банка, в том числе и на его систему управления, и на
организационную структуру.
Методики и
процессы ведения бизнеса, поддерживающая их организационная
структура — все это уникальные характеристики банка, из которых
в конечном счете и складывается его конкурентное преимущество
перед другими игроками рынка. Было бы совершенно неверно
навязывать некий набор общих стандартов внедрения информационной
системы — это означало бы, что с внедрением CRM-системы банк не
только не приобрел ничего, что позволяло бы эффективнее выделить
и спозиционировать себя на рынке, но и потерял ту «изюминку», за
счет которой банк и реализует свою успешную стратегию.
Если же банк
изначально (на момент начала проекта внедрения) не располагает
собственными отработанными процессами, методиками, структурами
и, следовательно, не может сформулировать свои требования к
CRM-системе или к какой-то ее части, то это говорит лишь о том,
что проект по внедрению системы начинать преждевременно.
Необходимо вначале привлечь консультантов иного профиля —
бизнес-консультантов (или создать внутреннюю команду из
менеджеров банка), которые помогут сформулировать CRM-стратегию
и порядок ее реализации, а уже затем приступать к формированию
требований к CRM-системе.
Не следовать
такому подходу означает существенным образом повышать риск того,
что проект по внедрению CRM-системы никогда не будет успешным.
— То есть систему можно подстроить под организационную структуру
банка?
— Если
бизнес-процессы выстроены, нет необходимости их ломать. С моей
точки зрения, это более правильный подход, и наши решения
Microsoft Dynamics позволяют успешно его использовать.
Нельзя забывать
и о человеческом факторе. Сотруднику сложно перестроиться и
отказаться от привычного сценария работы. Если структура
организации кардинально меняется, то внедрение системы может
быть обречено на провал.
— Могут ли на
этапе внедрения системы выявиться какие-то внутренние
организационные недостатки?
—
Бизнес-консультант может выдавать рекомендации по перестройке
бизнеса. Но эти рекомендации не должны идти от IT-консалтинга.
То есть технические сотрудники не должны изменять процессы,
потому что им так удобнее. Это дело управленцев. Технические
вопросы решаются проще, чем управленческие.
— CRM-систему можно, наверное, интегрировать сразу во всю
операционную систему банка, а можно делать это поэтапно. Какая
схема, по вашему мнению, более удобна?
— Я являюсь
сторонником эволюционного пути, потому что в этом случае
сотрудники имеют возможность постепенно перестраивать свою
работу. Если удалось внедрить систему, допустим, в call-центре,
все прошло успешно, то идем дальше — внедряем систему в отделе
кредитования или в розничном отделе. Если при реализации проекта
возникли сложности — сменилось руководство банка, не учли
сопротивление пользователей, которым достаточно сложно работать
с новой системой, система не может работать с большим объемом
информации и большим количеством пользователей, — проект
необходимо подкорректировать.
При внедрении
любой системы банку необходимо продумать технические вопросы. В
банках как нигде на принятие решений влияют директора
IT-департаментов. Они смотрят, насколько это решение
масштабируемо, отказоустойчиво, безопасно. Если какой-либо из
этих компонентов будет неучтен, внедрение скорее всего не
удастся.
— А с какого
отдела лучше начинать внедрение CRM-системы?
— В одних банках
внедрение CRM-системы начинают с кредитного отдела, в других — с
корпоративного. Зависит от общей стратегии развития бизнеса
банка. То есть если банк планирует занять корпоративную нишу, то
он в первую очередь должен автоматизировать этот департамент.
Если его цель — увеличить количество клиентов с нескольких тысяч
до миллиона, то, соответственно, начинать нужно с розничного
отдела.
— У вас
существует готовое решение или для каждого банка систему
приходится адаптировать?
— В России в финансовой сфере очень редко удается использовать
какие-то шаблонные решения, так как каждый российский банк
практически уникален. Поэтому какие-то наработки, ноу-хау
использовать в неизменном виде достаточно сложно. Вертикальные
решения, которые существуют для сферы финансов, обязательно
адаптируются для каждого конкретного заказчика. Как говорят
технические специалисты, «допиливаются напильником».
На Западе в этом
плане внедрение системы происходит гораздо проще, так как
банковские процессы давно выстроены и финансовые организации
имеют примерно идентичную структуру. Сейчас российские банки
постепенно начинают структурировать внутреннюю систему, поэтому,
возможно, в скором времени и мы придем к некому единообразию.
Текст:
Вероника Сошина
"Банковское обозрение", №8, 2008 г.
_______________________________________________________________________
ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:
7 причин, почему внедрение CRM приносит одни проблемы
В какой CRM работают крупные компании?
Обзор CRM-системы BPMSoft
Презентация Битрикс24 Орион
Введение в Microsoft Dynamics 365 Copilot
Разбор SBER CRM
Аналоги 1С:Предприятие
Новые механизмы RegionSoft CRM 8.0
Что такое CSAT?
CRM-система 一 что это такое?
Обзор новинок релиза Битрикс24.Полярная звезда
Пишем клиентам из Planfix в Telegram
«Арника» - система управления салоном красоты
Переход с SAP на 1С за 1,5 месяца. Опыт компании Zentiva
CRM-маркетинг в Битрикс24: Сегментация клиентов
Как внедряли новый процессинг для программ лояльности «Пятёрочки» и «Перекрёстка»
Какая в Мегаплане воронка продаж?
Результаты качественного исследования программ лояльности и CRM-маркетинга в России
Презентация новой версии amoCRM 2022
Чем хороша Low-code BPMS платформа от Comindware?
|