Знак качества
В связи с
кризисом в большинстве call-центров все больше внимания уделяется качественному
обслуживанию абонентов. Станет ли проще дозвониться до оператора call-центра,
выяснял Алексей Новиков.
Рынок call-центров или контактных центров начал развиваться в России начиная с
1998-1999 годов, когда появились первые аутсорсинговые call-центры компаний
"Совинтел", МТУ-Информ, "СДК" и "Директ Стар". Контактные центры создавались,
как правило, как внутренние подразделения операторов связи, маркетинговых
агентств, системных интеграторов и пейджинговых компаний, и постепенно выходили
на собственный бюджет. При этом их клиентский портфель во многом расширялся за
счет обслуживания клиентов «материнской» компании и с использованием ее
телекоммуникационных мощностей. Начиная с 2003 года года на рынок начали
выходить независимые игроки, создававшие call-центры «с нуля» с применением
прогрессивных готовых решений от Avaya или Cisco. На этом этапе характерным
являлись слабая степень осведомленности об услугах аутсорсинга call-центров и
даже недоверие к ним, а также стремление крупных компаний к созданию своего,
внутреннего, контактного центра. Аутсорсинговые call-центры занимались средним и
малым бизнесом, постепенно завоевывая место под солнцем. Но свое настоящее
развитие процесс приобрел в 2005-2006 годах, когда завершилось становление рынка
с определением лидеров отрасли – Голден Телекома, Telecontact, Горячих линий,
Синтерра и Teleperformance. По оценкам РБК, с 2006 года начался «бурный рост», а
объем рынка услуг аутсорсинговых call-центров в России составил в 2006 году $72
миллиона. Рентабельность бизнеса оценивалась на уровне 10-30%, при этом 40-55%
прибыли call-центров уходило на выплату заработной платы операторам. Рост
клиентской базы call-центров был связан с появлением ряда клиент-ориентированных
услуг, рассчитанных на массовое потребление, таких как автогражданское
страхование и потребительское кредитование. Среди наиболее перспективных
клиентов аутсорсинговых call-центров считались банки и финансовые организации,
страховые компании, маркетинговые, кадровые и рекламные агентства, транспортные
компании и медицинские учреждения. Именно на этом на этом витке эволюции его и
застал глобальный финансовый кризис, приведший к замедлению темпов роста.
Современный call-центр является сложным технологическим решением с
использованием равномерного распределения звонков (ACD, Automatic Call
Distribution), автоматической обработки вызовов (IVR, Interactive Voice Response
System) и CTI (интеграционные технологии компьютерной телефонии) или
IP-телефонии. На сегодняшний день на рынке присутствуют явные лидеры, а также
большое количество независимых call-центров, не всегда способных к
предоставлению высокого уровня сервиса своим клиентам. Явно просматриваются две
тенденции – открытие новых call-центров в регионах и борьба за качество
обслуживания абонентов. Тенденция ухода в регионы является поистине
широкомасштабным явлением. Крупнейшие игроки, такие как Telecontact,
Teleperformance и Голден Телеком уже несколько лет имеют дополнительные большие
площадки до 1000 рабочих мест в регионах, расположенных в непосредственной
близости к Московской области – в Твери, Калуге, Туле. Им вторят второстепенные
игроки. Как правило, речь идет о диверсификации – открывается добавочная
площадка, а основная с наибольшими мощностями остается в Москве, хотя и
переезжает дальше от центра столицы. Расходы, таким образом, снижаются, а
качество работы значительно не страдает. Тенденция по переводу call-центров в
регионы с минимальным уровнем занятости и, соответственно, с более низким
уровнем оплаты труда, в полной мере отражает мировой опыт.
Более того, по словам Евгения Алексеева, руководителя крупных проектов
«Ростелеком», «уже сейчас существуют call-центры, использующие рабочие площади
не только в российских регионах, но и в странах СНГ. Так в одном из контактных
центров операторская площадка находится в Бишкеке, и только представительский
офис – в Москве. Экономия расходов на персонал и аренду помещения получается
весьма существенной».
Для обеспечения бесперебойной работы наряду с использованием внешних телефонных
линий, активно развивается направление IP-телефонии, также для обеспечения
дополнительных мощностей в качестве гарантий безопасности, к примеру, от простоя
при возможных технических проблемах, что актуально для крупных call-центров.
В связи с грянувшим кризисом, возрастает актуальность минимизации затрат и
пересмотра списка актуальных услуг.
Малина Рапава, генеральный директор аутсорсингового call-центра «Бизнес Связь»
рассказывает о положении дел: Наши планы на развитие бизнеса подпортил этот
кризис. Это связано с уменьшением количества звонков нашим клиентам. Вместо
сезонного роста в ноябре приблизительно на 25%, наблюдалось снижение входящих
звонков на 30%. Для наших основных клиентов очень актуальна на сегодняшний
момент услуга напоминания о дебиторской задолженности. Это исходящие обзвоны
клиентов, которые своевременно не оплачивают счета. В период кризиса, когда
денежный кругооборот замедляется, необходимо, чтобы все контрагенты полученные
счета оплачивали.
Кардинальным образом актуализируется качество оказываемых услуг. Именно этот
параметр во многом является решающим в борьбе за клиента. При этом многие
потенциальные клиенты все еще не достаточно ясно представляют себе возможности и
роль call-центров применительно к собственным бизнес-процессам.
Малина Рапава поясняет: «Зачастую клиент, который приходит к нам, все еще не
представляет свои конкретные требования и плана работы с нами. Чтобы разъяснить
ситуацию, мы проводим переговоры, изучаем специфику его работы, и часто сами
предлагаем вариант, каким именно образом мы можем вписаться в эту структуру».
«К сожалению, - продолжает эту тему Евгений Алексеев, - не всегда его ожидания
при этом оправдываются. Ведь представление об успешности проделанной работы
получается разное».
В каждом call-центре, где контролируют качество, существует система мероприятий,
включающая выявление недостатков работы отдельных операторов с целью их
коррекции, определенные стандарты разговора с абонентами, тренинги и прочие
мероприятия. Тотальная запись всех телефонных разговоров сегодня является
стандартом в деятельности аутсорсингового call-центра, позволяя разрешать
разнообразные конфликты и контролировать качество работы оператора. В приличных
call-центрах работает «золотое» правило 80/20: 80 процентов вызовов должно быть
обслужено за 20 секунд. Среднее время разговора, как правило, составляет полторы
минуты для исходящего звонка. К сожалению, российская реальность такова, что при
попытке дозвониться до оператора провайдера интернета или мобильного оператора
иногда необходимо «висеть на линии» до получаса. В call-центрах существует даже
специальный термин - «толерантность» - это то количество времени, которое клиент
готов ожидать ответа оператора в конкретной ситуации. Так, при утрате или краже
банковской карты толерантность приближается к «нулю», поэтому в некоторых
банковских call-центрах уже на этапе ожидания можно нажать определенную «горячую
кнопку», таким образом, заблокировав карту.
Сложившуюся ситуацию комментирует Дмитрий Захаров, руководитель пресс-службы
АКАДО: «Да, у нас был ряд проблем, связанных с большим временем ожидания на
линии. Эти проблемы имели две главные причины. Первая – очень быстрый набор
абонентской базы, весной и летом этого года, за которым не успевали набор и
обучение специалистов в кол-центры. Вторая – низкий уровень информированности
ряда наших абонентов о возможностях оплаты наших услуг и причинах блокировки за
неуплату. Эти проблемы давно выявлены и решаются нашей компанией. Естественно,
мы ведем обширную статистику, проводим аналитическую работу, стараемся
оптимизировать работу кол-центра. В частности мы стараемся автоматизировать те
процессы, которые не требуют участия человека. Сделать это можно с помощью
настройки автоответчика».
Следует отметить, что для отдельных call-центров, а также сомнительных «контор»,
эксплуатирующих это название, контроль качества никогда не являлся актуальным.
Вполне легально существующие call-центры, могут участвовать в «телемаркетинге»,
в ходе которого даются обещания, которым не суждено сбыться. Так операторский
центр ООО «Крондол», о котором «Коммерсант» уже писал в материале «Киношкола для
дураков», активно участвовал в массовом ложном информировании, когда абонентам
предлагалось заплатить за участие (личном или их детей) в «кастинге» или
«обучении» для съемок в фильме или в рекламе. Подобные технологии с нарушением
широко практикуются также на ниве частной медицины. Москвичи хорошо знакомы с
агрессивным поведением call-центра частной клиники «Мера-Мед», который позволяет
себе настойчивые и частые звонки в самое неудобное время. И это далеко не
единичные примеры.
Денис Соловец, руководитель политического call-центра «Ассоциации Галерея
Чижова», рассказывает о схожих явлениях в регионах: Некоторые call-центры ведут
себя не совсем корректно. Часто при исходящем обзвоне операторы представляются
себя и свои компании не своими настоящими именами, а некими мифическими
организациями. Так в регионах, например, могут представиться московским
телевидением, чтобы повысить лояльность аудитории.
Реальные деньги нужны всем, особенно в нынешнее, вновь нестабильное, время. Так
что вряд ли этот «бизнес» окончательно исчезнет.
Однако вернемся к легальным call-центрам и их положению дел в грядущем
финансовом году. Работа над повышением качества обслуживания абонентов для
небольших и средних call-центров послужит «спасательным жилетом» в их борьбе за
клиента. Крупным компаниям, похоже, это всерьез не грозит, солидность здесь
преобладает над оперативностью. Несмотря на кризис, прогнозы экспертов на 2009
финансовый год в большинстве своем остаются умеренно оптимистичными. И даже
остаются силы и средства для запуска новых проектов.
Евгений Алексеев рассказывает: В 2009 году под моим руководством стартует
интересный проект. В прошлом мы организовывали телемаркетинг для продажи
бизнес-обучения для поставщика образовательных услуг. Имея этот багаж и контакты
с коучами-фрилансерами, было решено совместить телемаркетинг и обучение на одной
площадке, принципиально расширив, таким образом, пространство call-центра. Это
простое и неожиданное открытие способно дать новый толчок в развитии рынка
call-центров».
Жаль только, что многие оригинальные идеи в России остаются недооцененными или
попросту неуслышанными.
«Многие интересные идеи остаются, - сетует Денис Соловец, - к сожалению,
нереализованными. Так например, предлагалось ввести новую услугу - платное
информирование родителей о школьной успеваемости их детей, но эта идея не нашла
понимания у руководства. А ведь многие хотели бы знать реальное положение дел
посредством обыкновенного телефонного звонка. Мы работаем почти со всеми школами
города, и я уверен, что технически это вполне осуществимо».
Новиков Алексей
_______________________________________________________________________
ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:
7 причин, почему внедрение CRM приносит одни проблемы
В какой CRM работают крупные компании?
Обзор CRM-системы BPMSoft
Презентация Битрикс24 Орион
Введение в Microsoft Dynamics 365 Copilot
Разбор SBER CRM
Аналоги 1С:Предприятие
Новые механизмы RegionSoft CRM 8.0
Что такое CSAT?
CRM-система 一 что это такое?
Обзор новинок релиза Битрикс24.Полярная звезда
Пишем клиентам из Planfix в Telegram
«Арника» - система управления салоном красоты
Переход с SAP на 1С за 1,5 месяца. Опыт компании Zentiva
CRM-маркетинг в Битрикс24: Сегментация клиентов
Как внедряли новый процессинг для программ лояльности «Пятёрочки» и «Перекрёстка»
Какая в Мегаплане воронка продаж?
Результаты качественного исследования программ лояльности и CRM-маркетинга в России
Презентация новой версии amoCRM 2022
Чем хороша Low-code BPMS платформа от Comindware?
|