Интервью с
Кириллом Булгаковым,
генеральным директором компании
Sputnik Labs
Какие
тенденции информатизации российской банковского и страхового секторов вы можете
выделить в числе ключевых? Чего финансовые предприятия ждут от ИТ сегодня?
В этом
контексте о банковском и страховом бизнесе стоит говорить отдельно. Банковский
сектор - один из самых высококонкурентных, и ИТ-решения на нем уже не
воспринимаются как средства для увеличения доходности бизнеса, а скорее как
стандартные приложения, позволяющие финансовым компаниям находится на равных с
другими игроками рынка. Сейчас банки активно инвестируют в розничные
направления, поэтому можно прогнозировать дальнейшее развитие фронт-офисных
приложений. По-прежнему будут востребованы автоматизированные банковские системы
(АБС). В настоящее время в российских банках внедрены буквально единицы АБС
западных вендоров. Главным тормозом распространения западных АБС в отечественном
банковском секторе является необходимость их локализации в соответствии с
российским бухгалтерским и налоговым учетом. С другой стороны, в последние годы
были сделаны значительные инвестиции в западные решения, и по ряду
функциональных показателей они на голову выше популярных АБС отечественных
производителей. Полагаю, что приход западных вендоров и жесткая конкуренция с
российскими разработками в банках из ТОП-50 в ближайшие два года неизбежны.
Какие
бизнес-приложения в последнее время пользуются наибольшим спросом у банков и
страховых компаний, работающих на российском рынке?
Я бы выделил
CRM-решения и АБС. Как уже отмечалось, большинство
используемых в банковском секторе АБС – российские разработки, и уровень
удовлетворенности этими продуктами по-прежнему довольно низкий. Что касается
CRM-систем, то банки давно предпочитают работать на
решениях проверенных мировых вендоров.
Каков в
настоящее время спрос на CRM-решения со стороны банков и страховых компаний? Как
вы можете охарактеризовать текущий уровень оснащенности CRM-системами
предприятий финансового сектора? Какие технологии и продукты пользуются здесь
наибольшим спросом? Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок CRM в банковском
и страховом сегментах в ближайшем будущем?
Здесь также
имеет смысл разделять банковскую и страховую отрасли. Если в
банковском секторе CRM-системы внедрены практически везде, то в страховом до сих
пор достаточно много крупных компаний работает на самописных CRM-решениях.
Руководители этих институтов понимают необходимость внедрения современных CRM от
крупных производителей, но зачастую этот процесс сопряжен с большими
трудностями. Если говорить о дальнейшем развитии, то очевидно, что в банковском
секторе вопрос о внедрении
CRM-решения
решается положительно еще на стадии принятия бюджета. В страховом секторе, я
думаю, будет продолжаться процесс перехода с самописных систем, уже не
удовлетворяющих потребностям рынка, на решения крупных мировых вендоров.
Кроме того,
уже сегодня многие компании задумываются не только об операционном, но и об
аналитическом CRM. На рынке уже есть приложения
CRM нового поколения, который позволяет отслеживать
поведение клиента и на основании накопленного опыта в режиме реального времени
давать рекомендации по дальнейшим действиям в отношении данного клиента. Также
стоит отметить, что существуют крупнейшие квазигосударственные банки и страховые
компании, которым по состоянию собственной готовности к внедрению нужен не
полнофункциональный CRM, а система уровня
CDM (Customer Data Management),
которая автоматически поддерживает полноту и консистентность данных о клиентах
во всех информационных системах компании. В России это фактически новое веяние в
облатси клиентской информации, в то время как, например, в Америке объемы продаж
CDM-систем и классических CRM-решений
в прошлом году сравнялись.
Какие
аспекты построения ИТ-стратегий выходят в настоящее время в финансовом секторе
на первый план, по вашим наблюдениям?
Многие
компании внедряют ИТ-решения, только потому, что это делают все, не думая о
какой-либо стратегии. Такая «автоматизация ради автоматизации». Разумеется, в
таких случаях отдача от внедрения не слишком велика. Полагаю, что количество
компаний, разумно и взвешенно подходящих к вопросам автоматизации и
информатизации будет расти. Грамотное описание бизнес- и ИТ-процессов в
финансовом секторе может стать одним из определяющих факторов успеха, позволит
сделать бизнес более конкурентным.
Какие
тенденции будут характеризовать информатизацию финансового сектора в ближайшем
будущем?
Обострение
конкуренции как на рынке корпоративных клиентов финансовх организаций, так и в
финансовой рознице неизбежно потребует использования новых поколений IT-систем,
которые позволят эффективно обслуживать новые финансовые продукты, поддерживать
процессы изменений – как с точки зрения увеличения количества клиентов, так и с
точки зрения сопровождения новых бизнес-технологий. В частности, это приведет к
дальнейшему сокращению доли самостоятельных разработок (прежде всего в банках,
несколько позже тенденция проявится и в страховом секторе), обострению
конкуренции между отечественными производителями (которые традиционно очень
сильны в банках) и западными вендорами и сокращению доли первых в крупнейших
финансовых учреждениях. Стоит отметить тенденцию к более частой смене версий
программного обеспечения, а также рост интереса к аутсорсингу IT-услуг в этой
отрасли.
«CNews»,
сентябрь 2008г.