
Сегодня рынок систем класса Business Intelligence ( BI ) представлен целой линейкой решений от более чем десяти различных компаний. Если три-четыре года назад эта аббревиатура воспринималась как нечто новое и неизвестное, то уже сейчас каждая крупная организация либо уже внедрила, либо задумывается о планах внедрения BI -системы. В этих условиях, естественно, особенно актуальными стали вопросы:
- Какими решениями сегодня представлен рынок BI ?
- Какие решения внедряют чаще других?
- Какое из них лучше?
- Насколько они перспективны в связи с растущими потребностями рынка?
Ответить на эти вопросы поможет независимый сравнительный обзор рынка Business Intelligence .
Эволюция BI
Первоначально, аналитические системы представляли собой союз поставщиков баз данных и аналитических приложений. Чуть позднее к ним подключились поставщики ETL -инструментов ( Extract - Transformation - Load ), позволявших автоматизировать процесс сбора, обработки и загрузки информации в базу данных. Подобная консолидация привела к появлению нового класса платформ - Business Intelligence ( BI ). Лидеры рынка ПО не могли не заметить перспективность этой платформы и инициировали разработки по созданию собственных BI -решений.
По мнениям экспертов IDC эволюцию BI -систем можно условно разделить на 3 волны:
- Системы первой волны, закончившейся в 1990 году, имели своей целью сбор информации и подготовку регламентированной отчетности.
- Системы второй волны, которая продлилась ориентировочно с 1990 по 2005 год, предоставили своим пользователям инструменты быстрого многомерного анализа на базе технологии OLAP ( On - line Analytical Processing ), а также возможность самостоятельного создания нерегламентированной отчетности.
- Системы третей волны, начавшейся в 2005 году, имеют своей задачей расширить целевую аудиторию пользователей BI -систем и сделать акцент на развитие прикладных способов применения, включая предсказательную аналитику и поиск скрытой информации Data Mining . Причем предлагаются как вертикальные решения, предназначенные для определенных сегментов рынка, так и горизонтальные, ориентированные на конкретные унифицированные бизнес-задачи.
Сегодня мы как раз наблюдаем появление BI -решений 3-волны. К таким решениям можно, например, отнести BI -системы от известных мировых лидеров: Oracle , IBM , Microsoft , SAS и ряда других.
Лидеры рынка
Согласно исследованиям, проведенным компанией The OLAP Report , распределение позиций игроков рынка BI в мире по состоянию на конец 2006 года выглядело следующим образом:

Рис 1. Распределение позиций игроков рынка BI на мировом рынке на конец 2006 года
Безусловным лидером являлся Microsoft – 31,6% рынка, за ним следовал Hyperion 18,9% и Cognos 12,9%. Замыкали пятерку лидеров Business Objects и MicroStrategy по 7,3% у каждого. SAP сумел завоевать 5,8% рынка.
Любопытным выглядит тот факт, что корпорации Oracle на мировом олимпе BI принадлежало всего 2,8 %. Здесь следуют отметить, что авторы исследований не учитывали прикладные партнерские продукты, построенные на базе решений Oracle . Да и сам Oracle за прошедший год сделал ряд громких приобретений: под его марку перешли знаменитые продукты Siebel и Hyperion . Siebel Analytics стал основой для новой платформы Oracle Business Intelligence Enterprise Edition , а Hyperion вошел в состав Oracle BI Suite EE Plus . Немного спустя компанию Sunopsis с ее ETL -решением постигла та же участь – теперь это новый продукт Oracle Data Integrator . Таким образом, четко прослеживается стратегия Oracle направленная на развитие этого направления не только за счет собственных разработок, но и за счет поглощений конкурентов.
Прямой конкурент Oracle корпорация IBM тоже не заставил себя долго ждать и объявил о громком приобретении Cognos , известной своим мощным аналитическим комплексом. Несколько лет назад IBM уже поглотил компанию Ascential и представил ее ETL -продукт под новым названием Data Stage . Принимая также во внимание тот факт, что IBM является еще вендором серверных платформ и СУБД DB 2, можно предположить, что его предложение составит серьезную конкуренцию другим участникам рынка.
Однако и другие игроки тоже не остались в стороне: крупнейший производитель ERP ‑систем SAP объявил о приобретении французско-германской компании Business Objects широко известной своими инструментами репортинга.
Таким образом, прошедший год ознаменовался укреплением позиций лидеров за счет слияний и поглощений. В результате, расстановка сил на международном рынке BI теперь выглядит следующим образом:

Рис 2. Распределение позиций игроков рынка BI на мировом рынке на конец 2007 года
Microsoft по прежнему остался на первом месте 31,6%, но позиции остальных лидирующих игроков значительно изменились. На втором месте оказался Oracle , которому теперь принадлежит 21,7%. SAP занял третье место, набрав 13,1%. Четвертое и пятое места принадлежат соответственно: IBM - 12,9% и MicroStrategy – 7,3%.
Однако, для того, чтобы оценить перспективы того или иного решения, одних лишь количественных оценок доли рынка явно не достаточно. Необходимо проанализировать качественные характеристики и перспективность предлагаемых решений. Эту возможность предоставляют магические квадраты Gartner , которые распределяют продукты с точки зрения возможностей реализованной функциональности, ее полноты и перспективности для растущих потребностей рынка. Каждый продукт в этом квадрате оценивается по двух критериям: полнота видения потребностей рынка “провидцы” и реализованные возможности продукта “претенденты”. Если продукт получает максимальные оценки по каждому направлению, то он попадает в “лидеры рынка”.
Начнем с ETL -инструментов, предназначенных для сбора информации из различных источников, ее очистки, агрегации и загрузки в аналитическое хранилище данных. Лидеры рынка ETL расположились на квадрате Gartner в следующем порядке:

Рис 4. Квадрат Gartner . Распределение позиций поставщиков ETL инструментов на мировом рынке
Итак, в области ETL безусловными лидерами с точки зрения возможностей и перспектив дальнейшего использования являются решения от Informatica и IBM . За ними с небольшим отрывом следуют Business Objects и Oracle . ETL инструменты от SAS и Microsoft очень близко подошли к лидерам рынка.
Теперь посмотрим распределение на магическом квадрате Gartner аналитических систем класса Front - End , предназначенных для аналитической обработки собранной информации, построения прогнозов, статистического анализа и отчетности:

Рис 5. Квадрат Gartner . Распределение позиций поставщиков аналитических систем класса Front - End на мировом рынке
Здесь уже лидируют Business Objects и Cognos , за которыми идут Hyperion , Oracle и SAS . Решения от SAP , Microsoft , Information Builders и Microstrategy очень близко подошли к лидерам.
Итак, у нас есть информация о распределении долей рынка BI , а также о позициях в квадрате Gartner решений от лидеров BI . Если учесть последние поглощения, проведенные корпорациями Oracle , IBM и SAP , то можно составить сводную таблицу рейтингов лидеров как с точки зрения охвата рынка BI , так и с точки зрения реализованных возможностей и перспективности представленных решений. Для большей наглядности можно добавить дополнительную колонку, в которой отражать набранные баллы: за первое место начислять 5 баллов, за второе – 4 балла и т.д. За пятое место, соответственно, начислять 1 балл.
|
Рейтинг доли рынка |
Рейтинг ETL |
Рейтинг Front-End
|
Набранные баллы
|
SAP |
3 место |
3 место |
1 место |
11 баллов |
IBM |
4 место |
1 место |
2 место |
11 баллов |
Oracle |
2 место |
2 место |
4 место |
10 баллов |
Microsoft |
1 место |
5 место |
5 место |
7 баллов |
SAS |
5 место |
4 место |
3 место |
6 баллов |
MicroStrategy |
5 место |
5 место |
5 место |
3 балла |
Таблица 1. Сводная таблица рейтингов лидеров рынка BI
В результате, на первом месте в таблице рейтингов оказались комплексные решения от SAP и IBM . С небольшим отрывом за ними следует Oracle . Microsoft занял третье место, а SAS и MicroStratgy , соответственно, четвертое и пятое места.
Конечно, эти оценки не говорят о том, что одно решение лучше другого и поэтому нужно внедрять именно его. Нет, напротив, эти оценки лишь фиксируют общий рейтинг BI -решений, представленных сейчас на рынке. Все согласятся, что рейтинги имеют особенность меняться, поэтому в каждом конкретном проекте внедрения BI -системы нужно отталкиваться в первую очередь не от рейтинга, а от требований, которые предъявляются к этой системе. Вполне возможно, что требованиям будут настолько индивидуальны, то в результате им будет удовлетворять решение вообще отсутствующее в этом списке.
Следует отметить, что при составлении этой таблицы рассматривались моновендорные решения. Т.е. решения, которые представлены ETL -инструментами и аналитической Front - End надстройкой от одного поставщика. Но, как показывает практика, моновендорные решения внедряются не всегда. Многие Заказчики предпочитают внедрять решения, представленные системами от разных вендоров. Такой подход имеет как свои плюсы, так и минусы, и, вполне возможно, в определенных ситуациях преимущества от его использования могут быть значительно больше.
Что ждет Business Intelligence завтра ?
Сегодня на мировом рынке доминируют BI -системы известных компаний, в то время как на российском по-прежнему большую часть занимают собственные разработки. Не секрет, что динамика российского рынка IT -решений всегда копирует динамику мирового рынка, но с задержкой в пару лет. Согласно этой тенденции можно ожидать, что и на российском рынке доля BI -систем с мировым именем будет расти. Т.е. можно ожидать, что российские поставщики в скором времени уйдут от практики «повторного изобретения велосипеда» к практике «посмотри, что уже сделано и используй лучшее». Другими словами, они начнут разрабатывать свои BI -решения на базе продуктов ведущих поставщиков с мировой известностью, уже закрепившихся на нашем рынке, таких как: Oracle , Microsoft , IBM , SAP , SAS и т.д.
Что же касается используемых технологий, то российский рынок как раз стоит на пороге начала внедрения BI -систем третьей волны, способных искать скрытую информацию, строить предсказательную аналитику и проводить перекрестный анализ информации из совершенно несовместимых на первый взгляд источников данных. Сами эксперты IDC склонны считать, что эти волны имеют 15-летний цикл, но, принимая во внимание скорость, с которой на мировом рынке появляются новые решения, можно предположить, что 3-я волна все же закончится раньше и уже через пару лет российский рынок станет свидетелем появления решений нового 4-го поколения. Чем они будут отличаться от систем 3-го поколения пока сказать сложно. Можно лишь предположить, что очевидно это будет более тесная интеграция систем класса поддержки принятия решений DSS ( Decision Support System ), систем прогнозирования, поиска скрытых зависимостей ( Data Mining ) и CRM -систем ( Customer Relationship Management ). Т.е. пользователю будет предоставлена возможность выбора сценария развития ситуации, исходя из которого, система сама проведет анализ накопленной информации, построит прогноз изменения ключевых показателей и предложит оптимальные варианты действий, которые бы привели к лучшему результату. Выбранный пользователем вариант будет автоматически транслирован в CRM или в биллинговую систему в виде управляющих инструкций и настроек. Т.е. в итоге BI -система избавит пользователя от необходимости выполнения длительной рутинной работы по поиску причинно-следственных связей при анализе данных, передачи результатов работы одной системы в другую, контроле корректности загруженной информации и т.д. Эти задачи будут выполняться автоматически. От пользователя только потребуется в начале работы выбрать сценарий развития той или иной задачи и в конце работы выбрать наиболее понравившийся ему оптимальный вариант решения этой задачи. Согласитесь, что это действительно соответствует смыслу фразы “Business Intelligence” .
Прошли те времена, когда BI ошибочно рассматривался лишь как инструмент для создания отчетов. Теперь в это понятие вкладывают намного больший смысл, а задачи, решаемые с его помощью, стали входить в топ-лист наиболее приоритетных задач компании. Уже наметилась положительная тенденция в этом направлении - Бизнес осознал необходимость внедрения подобных систем для успешного ведения конкурентной борьбы. А значит, интеграторы должны быть готовы предложить нашему Бизнесу новые инновационные BI -решения, т.е. действительно «Интеллектуальные системы для Бизнеса».
Северов Михаил
Написать автору: mseverov@gmail.com