Сергей МИНИН
Сотрудники Городского Ипотечного Банка уже не могут представить себе
работу с клиентом без соответствующей ИТ-системы, — утверждает
начальник управления партнерских продаж этого банка Дмитрий Шапочкин.
Системы автоматизации взаимоотношений с клиентами (CRM-системы)
помогают банкирам добиваться их основной бизнес-задачи —
привлекать как можно больше клиентов. В результате именно банки чаще всего
становятся заказчиками CRM-систем, способствуя росту всего
рынка.
Банки в авангарде
Практически все респонденты «КС» утверждают, что банковские структуры
являются основными потребителями CRM-систем в России.
У различных интеграторов и разработчиков CRM-систем банки
составляют от 20% до 50% заказчиков. «По нашему опыту, наиболее востребованы
CRM-системы именно в банках и финансовых компаниях, — отмечает
директор по маркетингу новосибирской компании «Технологика« Маргарита
Устинова. — На мой взгляд, это обусловлено уровнем зрелости
бизнес-процессов, связанных с обслуживанием клиентов и управлением
рисками». «Каждый банк, работающий с юридическими и/или физическими
лицами, — потенциальный заказчик CRM, — соглашается менеджер по работе
с партнерами Microsoft Dynamics сибирского офиса компании Microsoft Дмитрий
Шаров. — Банки работают с большими базами клиентов, это и обуславливает
высокий спрос с их стороны на автоматизированные системы учета».
«Менеджеру банка при работе с клиентом необходимо иметь доступ
к инструментам, автоматизирующим процессы принятия решений, например,
о выдаче кредитов — это скоринговая система, ипотечный калькулятор и т.
д., — продолжает Маргарита Устинова. — CRM-система связывает
все необходимые средства в один удобный интерфейс, позволяя
к тому же отслеживать эффективность работы менеджеров, осуществлять
вторичные продажи, автоматизировать рутинную работу за счет использования
регламентов процессов, алгоритмов решения стандартных задач, шаблонов
документов».
В Сибири объем внедрений CRM пока невелик, при этом большая их часть
происходит в филиалах столичных банков, в то время как сибирские банки
только задумываются о необходимости использования данных систем.
В результате московские банки, внедрившие у себя CRM и имеющие филиалы
в СФО, составляют серьезную конкуренцию местным и тем самым стимулируют рост
CRM-рынка в банковской отрасли в нашем регионе.
В вопросе о том, какие банки проявляют больший интерес
к CRM-системам — розничные или ориентированные на работу
с корпоративными клиентами, мнения экспертов разделились. «Больший интерес
к CRM-системам у банков, работающих с корпоративными
клиентами, — считает руководитель группы инноваций ООО «Центр КИС» (внедряет
Quick Sales, Sales Expert 2 от «Эксперт Системс», а также решения от «1С«)
Юлия Окунева. — Часто корпоративный клиент пользуется услугами одного банка,
условия работы с которым его устраивают. CRM-система в данном
случае служит инструментом для накопления информации по данному клиенту,
помогает выявить интерес к смежным услугам банка».
Маргарита Устинова, напротив, считает, что наибольший интерес
к CRM проявляют розничные банки, поскольку конкуренция за потребителей
растет, заставляет совершенствовать свои маркетинговые акции, расширять
спектр услуг, ориентированных на розницу (привлекательные виды вкладов,
потребительское кредитование и прочее), отслеживать эффективность акций.
Банки, работающие с физлицами, проявляют больший интерес к учетным системам,
позволяющим отслеживать даты платежей, проценты по кредитам, сроки действия
договоров.
«Невозможно выделить какой-то определенный тип банков, —
считает директор по работе с финансовыми институтами SAP Оксана Глущенко. —
Розничные банки ищут способы оптимизации работы со своими клиентами,
их задача — выстроить индивидуальное обслуживание клиентов при обеспечении
снижения затрат на обслуживание. Корпоративные банки стремятся обеспечить
высокий уровень сервиса как для предприятий, так и для их руководителей
и владельцев. По этой причине, например, очень активно развивается еще одно
направление деятельности банков — private banking».
Способность прогнозировать
Потребность банковского бизнеса в решениях для управления отношениями
с клиентами очевидна. Внедрение CRM-системы в любом банке
позволяет увеличить его производительность, организовав эффективную работу
всех отделов. «Руководство, департамент стратегического планирования,
кредитный департамент, служба безопасности банка — эти и другие
подразделения участвуют в процессе обслуживания клиентов и в различной
степени должны управлять данным процессом. Задача комплексной
CRM-системы состоит в построении сквозных бизнес-процессов
клиентского обслуживания, что в конечном итоге позволяет снизить затраты
при сохранении высокого качества обслуживания», — утверждает Оксана Глущенко
из SAP.
«C помощью СRM-системы банк сможет сопровождать единую
клиентскую базу, вести истории взаимодействия менеджеров с клиентами,
оперативный контроль процесса продаж и его результатов, выполнять
исследования клиентской базы и дифференцированное планирование маркетинговых
акций, — рассказывает начальник отдела розничных услуг Банка «Левобережный«
Юлия Бабина. — После ее интеграции с call-центром сокращается
время ожидания ответа и возрастет число принятых звонков. Это значит,
что будет расти лояльность клиентов к банку и, соответственно, увеличится
количество совершаемых сделок, что положительно повлияет на развитие бизнеса
банка».
Внедряя CRM-систему, банки получают инструмент для сбора
и хранения всей информации о клиенте, его статусе, движении его заявки,
связанных лицах, могут интегрировать эти данные с общей автоматизированной
банковской системой (АБС), осуществлять обратную связь с клиентом и многое
другое. «Для нас основное бизнес-преимущество заключается
в том, что АБС позволяет нам структурировать бизнес-процессы
и оптимизировать обработку кредитной заявки. С помощью АБС менеджеры банка
могут проводить аналитическую работу над любым срезом информации,
что позволяет принимать более взвешенные решения», — рассказывает Дмитрий
Шапочкин из Городского Ипотечного Банка (в банке внедрена система IBSO,
разработчик — Центр Финансовых Технологий, Новосибирск).
В Новосибирском Муниципальном банке (НМБ) эксплуатируется
CRM-система собственной разработки, — делится начальник управления
информационных технологий НМБ Александр Петров. «На фоне интенсивного
развития бизнеса нашей кредитной организации, приоритетом которой является
установление долгосрочных взаимовыгодных отношений с клиентами, внедрение
CRM-системы стало жизненно необходимым, — подчеркивает
Александр Петров. — Поэтому в Муниципальном банке внедрена
CRM-система, понимаемая прежде всего как система работы с клиентами,
обеспечивающая комплексный подход к их привлечению и обслуживанию.
CRM-система не просто аккумулирует информацию о клиенте,
но интегрирует все точки взаимодействия банка с клиентом (офисы,
call-центр и другое), позволяет подразделениям действовать
скоординированно, что в конечном счете обеспечивает оперативность и высокое
качество обслуживания клиента, повышает его лояльность».
Лояльность превыше всего
По мнению руководителя направления CRM-департамента
продуктов Microsoft компании GMCS (Москва, системный интегратор, на рынке
CRM внедряет решения от Microsoft, SAP и Oracle) Владимира Галя, наиболее
логичным является разбиение функциональности CRM-системы
по бизнес-процессам, которые она автоматизирует. При таком подходе
наиболее востребованы следующие базовые модули:
— автоматизация процесса продажи услуг банка (от первого обращения
клиента в банк до завершения работы с клиентом);
— управление процессом обслуживания клиента (как правило, более
востребован для автоматизации работы с корпоративными клиентами);
— управление маркетингом, предусматривает автоматизацию таких функций,
как сегментирование клиентской базы, управление маркетинговыми кампаниями,
управление коммуникациями.
В свою очередь банки хотят получить от внедренной CRM-системы
функции управления продажами, сопровождения клиентов, хранения всей
необходимой информации о них, управления маркетинговыми кампаниями
и документооборотом, а также функции анализирования информации.
С еще большим энтузиазмом банкиры интересуются всеми новыми возможностями
CRM-систем, которые помогут им повысить лояльность клиентов.
«Например, интеграция CRM-системы с сall-центрами
позволяет увеличить эффективность работы сотрудников (особенно
при проведении телемаркетинговых кампаний): возрастает число принимаемых
звонков, повышается качество обслуживания клиентов, что ведет к увеличению
их лояльности и росту вероятности совершения продажи», — рассказывает
Владимир Галь.
«От консультантов банки требуют четкого понимания отраслевой специфики.
Кроме того, они предъявляют повышенные требования к надежности системы,
в которой одновременно должны работать сотни пользователей, например,
агенты, оформляющие выдачу кредитов в магазинах, сотрудники в центральном
офисе и региональных филиалах банка. Компания-консультант
должна также предоставить гарантию на свои работы и обучить персонал банка
работе с системой», — подчеркивает Маргарита Устинова из «Технологики».
Внедрение эффективных CRM-систем в современном банковском
бизнесе в условиях жесткой борьбы за клиента становится фактором,
определяющим конкурентоспособность кредитных организаций. Помимо
CRM-систем, банки сегодня также активно интересуются и системами
анализа финансового состояния предприятий. Крайне актуальны программы,
позволяющие на основании бухгалтерского баланса быстро оценить финансовое
состояние организации, провести факторный анализ рентабельности,
прогнозировать риск банкротства.
Основные преимущества использования
CRM-системы в банке
— Создание единой базы консолидированной информации о клиентах,
позволяющей сохранять всю историю взаимоотношений, сегментировать клиентов,
повысить качество сервиса и лояльность.
— Организация коллективной работы по клиенту.
— Повышение эффективности маркетинговых кампаний и акций.
— Использование стандартизованных процедур по работе с клиентами,
которые упрощают процесс заключения сделок и сопровождения клиентов.
— Автоматизация отчетности и стандартных форм документов.
— Выделение наиболее прибыльных клиентов.
— Прогнозирование поведения клиентов