Банковские технологии: «Без
СRМ-системы мы не смогли бы выдать ни одного кредита»
Автор: Георгий
Чесаков
Интервью с вице-президентом
Инвестсбербанка, руководителем дирекции развития бизнеса, входящей в дивизион
розничного кредитования Инвестсбербанка, Георгием Чесаковым
«Банковские технологии»: Что
началось раньше — ваш стремительный выход на рынок потребительского кредитования
или внедрение в банке СRМ-системы?
Георгий Чесаков: Мы внедрили CRM
в рамках проекта создания и развития бизнеса розничного кредитования. Выход
на рынок и внедрение системы происходили одновременно: после выделения
финансирования в августе 2003 г. были заключены договора на поставку и внедрение
системы Sicbel, одновременно осуществлялось открытие представительств
в 10 регионах и подписание договоров с торговыми организациями на оформление
кредитов. Однако только после внедрения первой очереди системы мы смогли начать
реальную работу (т. е. вышли на рынок де-факто), так как без этой системы
мы не смогли бы выдать ни одного кредита.
«Б. Т.»: Пришлось ли вам
в связи с этим менять что-либо в ИТ-инфраструктуре банка?
Г. Ч.: На момент начала проекта
у подразделения розничного кредитования Инвестсбербанка никакой поддержки
на уровне ИТ-инфраструктуры практически не существовало. Для запуска бизнеса
розничного кредитования был создан целый комплекс ИТ-сис-тем. Так,
к автоматизированной банковской системе (АБС) банка была подсоединена (на уровне
сводных счетов) АБС розничного кредитования — «Новая Афина». «Новая Афина» была
интегрирована с СRМ-системой компании Siebel Systems, а также с системой
Transmaster компании TietoEnator. Система Trans-master также была интегрирована
с СRМ-системой, но это произошло уже позже, в ходе реализации проекта по запуску
бизнеса кредитных карточек (параллельно был произведен апгрейд на новую
платформу существующего карточного бизнеса банка). В настоящий момент мы провели
интеграцию Siebel с саll-центром банка.
«Б. Т.»: Пришлось ли вам
заниматься перестройкой бизнес-процессов банка?
Г. Ч.: Мы не перестраивали
бизнес-процессы, потому что в тот период бизнес-процессов розничного
кредитования еще не существовало. Мы просто построили все с нуля. Наша команда
(над этим работали практически все) разработала и прописала все необходимые для
старта бизнес-процессы, под них и была адаптирована СRМ-система. И здесь нам
очень помогла компания Sputnik Labs, занимавшаяся внедрением СRМ-системы, быстро
составляя ТЗ на основании наших документов и гибко реагируя на изменения
в требованиях, которые происходили по мере углубления нашего понимания задач.
«Б. Т.»: Как проходило
обучение персонала работе в новой системе?
Г. Ч.: В регионах с системой
у нас работают агенты. Агентское рабочее место позволяет вести анкеты клиентов,
а также оформлять заявки на кредиты и договоры с клиентами. Функциональность
агентского места максимально упрощенная. К самой системе имеются подробные
инструкции. В центральном офисе реализована полноценная клиентская версия
СRМ-системы от Siebel Systems, с ней же работает саll-центр. Там содержится
финансовая информация и информация по платежам, в том числе графики платежей. В
принципе, Инвестстсбербанк сам обучил своих сотрудников работе с системой.
Наряду с этим наш партнер, занимавшийся внедрением СRМ-системы, организовал ряд
курсов для ключевых сотрудников и администраторов Siebel. Передача знаний
происходила и в ходе разработки и внедрения системы. К ИТ-специалистам,
работающим с системой, существовал (и существует) также ряд требований:
администрирование баз данных и бизнес-администрирование, а также самостоятельное
проведение настройки системы. Кстати, для администратора СRМ-системы от Siebel
Systems имеются руководства, помогающие проводить бизнес-администрирование.
«Б. Т.»: Сколько времени вам
понадобилось на то, чтобы реализовать СRМ-проект?
Г. Ч.: Четыре месяца до запуска,
а усовершенствования идут до сих пор.
«Б. Т.»: Есть ли у вас планы
по развитию СRМ-системы?
Г. Ч.: Да, но пока не слишком
глобальные — много мелких доработок в соответствии с потребностями бизнеса.
«Б. Т.»: Каковы требования
к каналам работы агента?
Г. Ч.: Интернет-технология
позволяет очень быстро разворачивать сеть. Что нужно для этого? Набрать людей,
открыть представительство, заключить договоры с магазинами и торговыми точками,
оборудовать рабочие места — и можно оформлять кредиты. Агентам дается адрес
сервера, логин и пароль, и агент готов к работе. Достаточно большое количество
агентов работают, подключаясь к Интернету через телефонную линию, требования
к рабочему месту при этом минимальные. Для организации рабочего места нового
агента — к примеру, оно располагается в Барнауле — требуются всего лишь стойка
агента (иногда стол и стул), ноутбук, принтер-копир и телефонная розетка. Все
это (кроме телефонной розетки), как правило, предоставляется банком.
Издание:
Банковские технологии