Перевод — Михаил Иванов и Михаил Фербер
Ответственный редактор — Игорь Манн
Дата выхода — 6 июня 2005 года
ISBN — 5-902862-01-9
Объем — 224 стр.
Цена — 400 руб.
Глава 5. Системы, а не улыбки
Когда люди думают об обслуживании
клиентов, обычно им приходят на ум слова «пожалуйста», «спасибо», «да, конечно»,
«нет, извините» и, как верх любезности, звонок на склад или в ближайший магазин
о наличии желаемой вещи.
Конечно, это часть хорошего
сервиса. Но только очень небольшая часть. Если бы сервис был пирогом, то
вежливость, улыбки и готовность «пройти лишнюю милю» были бы только глазурью. А
собственно пирогом была бы система, позволяющая делать хорошую работу.
Хорошая работа подразумевает
следующее:
1) правильное выполнение работы с
первого раза;
2) наличие плана действий для тех
случаев, когда что-то идет неправильно.
Системный подход, позволяющий
сделать все это, намного важнее, чем просто вежливость и готовность прийти на
помощь. В конце концов, нашим клиентам нет никакой разницы, насколько мы были с
ними вежливы, если работу для них мы сделали неправильно.
Это похоже на посещение
ресторана. Официанты могут улыбаться, пока у них не сведет челюсти, придерживать
кресло, пока вы в него садитесь, и менять салфетки каждый раз, когда вы встаете
из-за стола. Но если еда вам не понравится, вы туда никогда не вернетесь.
И ресторанам, и автоцентрам, и
универмагам — всем нужны системы, которые гарантируют хороший сервис. Эти
системы должны работать слаженно, создавая эффективный и гибкий процесс.
Системы всегда были составной
частью производства. Без тщательного планирования и постоянных измерений
невозможно производить что-то эффективно.
Люди с процессно-ориентированным
мышлением обычно становятся инженерами и, как правило, стремятся заниматься либо
дизайном, либо производством. Это они изобрели складские системы «точно
вовремя», статистический контроль и теории производственных процессов
(применяемые и в автомобильном бизнесе).
Сервисные компании также должны
применять системное мышление, однако большинство консультантов по обслуживанию
по-прежнему тратят слишком много времени на «улыбки» — потому что те, кто может
хорошо заниматься сервисом или продажами, очень редко имеют технический склад
ума. Они никогда не изучали такие предметы, как обработка материалов или
статистический контроль процессов, и вряд ли могут со знанием дела обсудить
последний вариант теории управления запасами.
Любезное обращение с людьми —
это только 20% хорошего сервиса. Более важная часть — это разработка технологий
и систем, которые позволяют сделать работу хорошо с первого раза. Никакие улыбки
не помогут вам, если ваш продукт или услуга не устраивают вашего клиента.
Предотвращение любых возможных
отклонений — наиболее эффективный способ улучшения вашего сервиса. Книги
Эдвардса Деминга, Элияху М. Голдратта (книга «Цель»), Таичи Оно (это человек,
построивший производственную систему Toyota) и Геничи Тагучи могут служить
отличными источниками для создания эффективных систем обслуживания.
Лучший пример разработки удачной
системы — история про McDonald's и картофель фри.
Когда McDonald's начал искать
способ готовить хороший картофель фри, в Штатах не существовало национального
стандарта на этот продукт. У департамента сельского хозяйства просто не было
определения сортов картофеля, чтобы различать картошку отличную, хорошую и
ужасную. Кроме того, никто не знал, до какой температуры надо разогреть масло во
фритюрнице, как гарантировать постоянную температуру в течение всего процесса и
даже как хранить картошку так, чтобы она не портилась.
Исследования McDonald's в итоге
помогли установить стандарты качества для департамента сельского хозяйства США.
Теперь было известно, на какой почве надо выращивать картофель, чтобы его
качество всегда соответствовало требуемому. А для того, чтобы картошка жарилась
одинаково хорошо каждый раз, было разработано специальное жарочное оборудование.
Это можно считать образцом
клиентского сервиса.
Посвятив столько времени изучению
того, как картофель растет, хранится и жарится, McDonald's гарантировал то, что
всякий раз, когда вам подают жареную картошку, она будет неизменно высокого
качества — потому что практически все причины, которые могут его снизить,
устранены. Как говорит Тагучи: «Чем больше отклонений вы можете исключить, тем
лучше будет ваш продукт или услуга». В случае McDonald's пришлось начать с
почвы, на которой картошка растет, и определения того, какую кислотность она
должна иметь.
Во всей стране люди, занимающиеся
лучшим сервисом, начали думать как McDonald's. Возьмите управление запасами. В
его основе лежит простой принцип: если у вас на складе нет того, что нужно
клиенту, то вы не сможете предоставить ему это. А раз вы не можете дать клиенту
желаемое, значит, ваш сервис нельзя считать хорошим. Но как сделать так, чтобы
на складе было все, что может понадобиться вашим клиентам, причем в достаточном,
но не избыточном количестве? Ответ: ваши поставщики должны владеть информацией о
продажах, а это можно сделать только с помощью детально продуманных технологий и
автоматизации всех возможных процессов.
Проиллюстрируем примерами. Обычно
магазины периодически делают заказы у производителей. Между этими заказами
поставщик не имеет никакого представления о том, как идут продажи, и не может
быстро среагировать на изменение спроса. И сравните такой подход с подходом
Wal-Mart, который в этом плане имеет отличный сервис: у него самая лучшая
складская система в американской розничной торговле. Каждая вещь на складе имеет
штрихкод, и когда она продается, этот факт записывается в кассовом счетчике. В
конце дня данные из всех кассовых аппаратов отправляются не только на склады
Wal-Mart, но и поставщикам. Так что производители всегда в курсе дел, и, когда
запас какого-то товара уменьшается, могут поставить его на следующий же день.
Таким образом, в системе Wal-Mart и склад, и поставщик знают, сколько товаров
продается каждый день, что надо заказать повторно, а с чем можно повременить.
Все это потрясающе снижает складские расходы.
Но Wal-Mart идет еще дальше.
Здесь поставщиков просят упаковывать товары так, чтобы продавец мог логично и
функционально расставить их на полках. (Например, свитера пакуются вместе с
рубашками.) Кроме того, продавец проверяет комплектность при помощи аппарата для
считывания штрихкодов. Ему не надо ничего считать и записывать. Так как все
товары регистрируются автоматически, нет никакой возможности что-то перепутать.
Я бы хотел иметь возможность
сказать это и про наши автомобили. Большинство из них имеют 17-значный VIN-код.
И есть шанс, что, если вам надо переписать 100 таких номеров в день, вы
ошибетесь как минимум в одном. Таким образом, у нас 1700 шансов сделать ошибку
(17 знаков, умноженные на 100 машин), и даже если вы работаете с точностью
99,9%, вы будете совершать 2 ошибки на 100 машин. Очевидно, что штрихкодирование
Wal-Mart намного лучше.
Знаете, кто мне объяснил, как
работает складская система Wal-Mart? Дэвид Гласс, президент Wal-Mart. Это
демонстрирует то значение, которое Wal-Mart придает своей складской системе,
которая действительно является формой клиентского сервиса. Президент компании
вовлечен в ее разработку и поддержание ее работоспособности.
Системный подход составляет 80%
клиентского сервиса. Он позволяет каждый раз давать именно то, что необходимо
клиенту, — и это важнее улыбок и «спасибо».
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
-
Что может пойти неправильно?
Этот вопрос вы должны задавать, разрабатывая свою систему. Проверьте каждый
шаг, который вы делаете при предоставлении своих товаров или услуг, и
рассмотрите все возможности для ошибок или отклонений. Потом разработайте
способы их предотвращения.
-
Что может быть автоматизировано?
Используя компьютеры где только возможно, вы не только увеличите скорость
любого действия, но и уменьшите вероятность человеческой ошибки.
-
Присмотритесь к производителям, если вы
хотите оказывать хорошие услуги. Именно
производственные, а не сервисные компании строят свою работу наиболее
рационально. Они должны быть для вас образцом.
http://www.mann-ivanov-ferber.ru/Book001_RecList.htm