Поборник индивидуализма — Дон Пепперс
На днях Киев посетил Дон
Пепперс, американский эксперт в области бизнес-стратегий и управления
взаимоотношениями с клиентами (CRM). Мы спросили у гуру — что он делает в
Украине?
Вопрос: Насколько я понимаю, не
владея информацией о стране, сложно дать какие-либо рекомендации относительно
взаимоотношений с клиентами?
Ответ: Я действительно знаю минимум об Украине. Но принципы построения
взаимоотношений с клиентами везде одинаковы — как в Гватемале и Дубае, так и в
других странах. Клиенты хотят быть обслужены качественно — вот и вся истина.
В: Сколько компании должны инвестировать во взаимоотношения с
клиентами?
О: Сейчас клиенты могут общаться с компаниями посредством интерактивных
коммуникаций. Развитие технологий позволяет это делать. Сколько денег
потребуется, зависит от бюджета компании и целей, которых она хочет достичь.
Универсальной суммы нет.
В: Реагирование на индивидуальные потребности клиентов подразумевает
предоставление каких-либо индивидуальных услуг (или производство товаров,
выполнение специальных заказов)?
О: Иногда компании готовы работать с индивидуальными заказами. Например, дома
в моем холодильнике лежит минеральная вода с моим именем.
Сейчас такую услугу может заказать каждый. Можно заказывать шляпки, конверты,
сумки с личным портретом. Если в 1997 году только 5% американцев полагали, что
хотят большей концентрации на клиенте (на себе. — Ред.), то в 2004 году этот
показатель уже достигал 67%.
Мастер-класс Дона Пепперса собрал около 100
представителей отечественного бизнеса. Все надеялись из уст гуру услышать
что-то новое о механизмах взаимодействия с клиентами компаний. Господин
Пепперс как раз прославился благодаря разработанной им концепции One to One
marketing. Суть этой концепции заключается в том, что компания, желающая
увеличить свою ценность на рынке, должна строить долгосрочные отношения с
клиентами.
По словам Дона Пепперса, сегодня большинство компаний мира работают по системе
стандартизации своих продуктов и услуг. Из этого следует, что для таких
компаний их клиенты анонимны и взаимозаменяемы: на смену старым потребителям
приходят новые, причем набрать последних для компании зачастую много проще,
чем воспитывать лояльных из уже имеющихся в базе потребителей. Отсутствие
интереса к клиенту наглядно демонстрируется и всевозможными исследованиями
рынков, основой длякоторых служат репрезентативные выборки из общего числа
населения страны. На основе таких исследований руководство компаний и строит
прогнозы о том, в каком направлении нужно развивать бизнес дальше. При этом
мерилом успеха выступает увеличение числа «усредненных» клиентов и объемов
продаж в определенные сроки.
Основой концепции One to One marketing является индивидуальный подход к
клиентам. В первую очередь он проявляется в том, что услуги и продукты
компании максимально приближены к потребителям. Это в свою очередь достигается
за счет обработки информации, поступающей непосредственно от клиентов (опросы,
высказанные пожелания и т.д.). По мнению Дона Пепперса, успешной может быть та
компания, которая не просто набирает клиентов, а удерживает и культивирует их.
В качестве примера он приводит историю: «Один мой знакомый отправился в
длительную командировку как раз в преддверии дня рождения своей матери.
Уезжая, он позвонил в небольшой цветочный магазин и попросил отправить своей
маме букет роз в день ее рождения. Заказ был выполнен. Прошел почти год с того
дня. И можете представить, как этот человек был удивлен, когда за неделю до
дня рождения его матери он получил письмо из магазина. В нем директор
напоминал о торжественной дате и сообщал о том, какие цветы были заказаны в
прошлом году. Естественно, что мой знакомый позвонил в этот магазин и заказал
новый букет для своей матери».
Именно такое индивидуальное отношение к клиенту как раз и свойственно
небольшому бизнесу. Продавцы маленьких магазинчиков обязаны знать своих
покупателей в лицо. Но как быть крупным компаниям, у которых количество
клиентов исчисляется миллионами? Господин Пепперс говорит, что в любом случае
у компании есть весьма небольшое число наиболее платежеспособных клиентов.
Именно на них в первую очередь и нужно ориентироваться, предлагая наиболее
оптимальные для их потребностей услуги и товары.
Хороший пример
Примером успешного развития бизнеса может
служить опыт сети супермаркетов TASCO. В программе клубной карты супермаркетов
насчитывается 11 млн. клиентов по всему миру. Карта помогает идентифицировать
клиентов вне зависимости от их места нахождения. Ежеквартально владельцы
супермаркета направляют именные письма всем своим клиентам с сообщениями о
новых акциях и новостями. Также клиентам рассылаются поздравления по случаю
дней рождения и другим торжественным поводам.
Плохой пример
Опыт банка Citigroup по развитию своего бизнеса в Японии
может служить примером того, как компания может потерять клиентов. В 2003 г.
Citigroup был исключительно прибыльным: чистый доход банка по итогам
финансового года составил $18 млрд. В сентябре 2004 г. рыночная капитализация
составила $240 млрд. Но несмотря на это, в тот момент в Японии все виды услуг
частных лиц Citigroup были запрещены распорядительными органами. Причина —
банк злоупотребил доверием клиентов. Citigroup требовал покупать ценные бумаги
в качестве условия для получения кредита, выдавал посредственные произведения
искусства за произведения премиумкласса.
Дон Пепперс, основатель
консалтинговой компании «Peppers&Rogers Group», предоставляющей услуги в сфере
CRM (управление взаимодействием с клиентами).
Автор таких бестселлеров, как The One to One Future (1993 г.), The One to One
Manager (1999 г.) и One to One B2B (2003 г.). Был в списке инаугурантов «50
наиболее влиятельных мыслителей в маркетинге и бизнесе» в 2003 г. Отмечен
общественной организацией Accenture’s Institute for Strategic Change как один
из 100 бизнес-умов мира.
_______________________________________________________________________
ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:
7 причин, почему внедрение CRM приносит одни проблемы
В какой CRM работают крупные компании?
Обзор CRM-системы BPMSoft
Презентация Битрикс24 Орион
Введение в Microsoft Dynamics 365 Copilot
Разбор SBER CRM
Аналоги 1С:Предприятие
Новые механизмы RegionSoft CRM 8.0
Что такое CSAT?
CRM-система 一 что это такое?
Обзор новинок релиза Битрикс24.Полярная звезда
Пишем клиентам из Planfix в Telegram
«Арника» - система управления салоном красоты
Переход с SAP на 1С за 1,5 месяца. Опыт компании Zentiva
CRM-маркетинг в Битрикс24: Сегментация клиентов
Как внедряли новый процессинг для программ лояльности «Пятёрочки» и «Перекрёстка»
Какая в Мегаплане воронка продаж?
Результаты качественного исследования программ лояльности и CRM-маркетинга в России
Презентация новой версии amoCRM 2022
Чем хороша Low-code BPMS платформа от Comindware?
|