Эксперты маркетингового 
	консалтинга Института проблем предпринимательства в ноябре 2018 – январе 
	2019 года провели всероссийское исследование рынка CRM.
	Исследование проводилось 
	методом телефонного опроса представителей организаций. Объем выборки 
	составил более 1600 компаний во всех регионах РФ. Выборка квотировалась по 
	3-м критериям: регион нахождения, основная сфера деятельности, размер 
	бизнеса.
	Структура 
	компаний-респондентов в исследовании соответствует отраслевой структуре 
	бизнеса в России.
	При расчете данных по общей 
	выборке специалистами Института проблем предпринимательства использована 
	процедура перевзвешивания, с учетом доли предприятий каждого федерального 
	округа от общего количества предприятий на территории РФ.
	Для максимально возможной 
	«очистки» базы компаний-респондентов от несуществующих фирм, в нее были 
	включены предприятия, сдающие отчетность в налоговые органы и Росстат.
	Исследование рынка показало, 
	что лидером среди компаний-разработчиков CRM по всем показателям (рейтинги 
	известности, внедрение) является сервис Битрикс24. По уровню спонтанной и 
	наведенной известности, со значительным отставанием от лидера, на втором 
	месте Мегаплан, на третьем - AmoCR. По числу внедрений AmoCRM на третьем, 
	Мегаплан на 5 местах соответственно. По оценкам экспертов ИПП доля лидера 
	составляет 39% от числа внедренных в России CRM-систем.
	По расчетам наших 
	специалистов, на сегодняшний день 14% российских компаний или примерно 
	каждая 7-я, используют CRM-системы.
	Учитывая, что доля компаний 
	в России, где компьютерами оборудовано более половины рабочих мест, 
	составляет около 40%, рынок CRM-систем в РФ является перспективным.
	Чаще всего CRM внедряют 
	компании из новых отраслей экономики: IT, телекоммуникаций, R&D. В 
	перспективе эксперты ИПП ожидают роста числа внедрений CRM–систем в сфере 
	оптовой торговли, финансов, страхования.
	Основные вопросы 
	исследования с процентной раскладкой ответов:
	1. Уровень компьютеризации 
	российских компаний и их сотрудников
	
		- 
		
Более 75% сотрудников - 
		30%
 
		- 
		
До 10% сотрудников - 
		28,8%
 
		- 
		
От 26% до 50% 
		сотрудников - 17,5%
 
		- 
		
От 11% до 25% 
		сотрудников - 11,8%
 
		- 
		
От 51% до 75% 
		сотрудников - 10,7%
 
		- 
		
В компании нет 
		компьютеров - 1,2%
 
	
	
	Вывод: уровень компьютеризации 
	российских компаний, в которых от половины всех сотрудников и больше 
	оснащены компьютерами, 40,7% (сумма пунктов a и е)
	2. Уровень внедрения 
	CRM-систем в России
	
		- 
		
Мы никогда не слышали о 
		CRM - 63,7%
 
		- 
		
У нас нет CRM и мы не 
		планируем ее внедрять - 19,3%
 
		- 
		
Да, у нас в компании 
		внедрена CRM, это первая CRM с которой мы работаем - 9,9%
 
		- 
		
Да, у нас в компании 
		внедрена CRM, это НЕ первая CRM с которой мы работаем - 4,1%
 
		- 
		
Наша компания планирует 
		внедрить CRM - 1,7%
 
		- 
		
Мы отказались от 
		использования CRM, она была, но мы не будем внедрять новую - 1%
 
	
	
	Выводы:
	– 63,7% российских компаний никогда не слышали о CRM-системах
	– Уровень внедрения CRM-систем среди российских компаний – 14% (сумма 
	пунктов c и d)
	3. Знание 
	компаний-разработчиков CRM. Спонтанный рейтинг. Респондентам задавался 
	открытый вопрос «Какие CRM-системы вы знаете?»
	
		- 
		
Битрикс24 - 11%
 
		- 
		
Мегаплан - 2%
 
		- 
		
AmoCRM - 2%
 
		- 
		
Microsoft Dynamics CRM - 
		1%
 
		- 
		
Другие - 3%
 
	
	
	Вывод: Битрикс24 — самая 
	известная CRM-система в России по спонтанной известности. Ее знают 11% 
	компаний
	4. Знание 
	компаний-разработчиков CRM. Наведенный рейтинг. Респондентам задавался 
	закрытый вопрос «Выберите из списка те CRM-системы, которые вы знаете»
	
		- 
		
Битрикс24 - 18%
 
		- 
		
Мегаплан - 7%
 
		- 
		
AmoCRM - 4%
 
		- 
		
CRM «Простой бизнес» - 
		3%
 
		- 
		
Salesforce - 2%
 
		- 
		
SAP - 2%
 
		- 
		
Zoho - 2%
 
		- 
		
BPM’online - 1%
 
		- 
		
SugarCRM - 1%
 
	
	
	Вывод: Битрикс24 — самая 
	известная CRM-система в России по наведенной известности. Ее знают 18% 
	компаний
	5. Доля внедрений CRM в 
	российских компаниях по производителям
	
		- 
		
Битрикс24 - 5,5%
 
		- 
		
Собственная разработка - 
		1,9%
 
		- 
		
AmoCRM - 1%
 
		- 
		
CRM «Простой Бизнес» - 
		0,2%
 
		- 
		
Мегаплан - 0,1%
 
		- 
		
Трудно сказать - 1,2%
 
		- 
		
Другое - 0,9%.