Watcom Group, специализирующаяся на анализе 
посетительских потоков в торгцентрах и магазинах, готовится вывести на этот 
рынок технологию распознавания лиц. Ее партнером станет создатель алгоритма 
FindFace компания NtechLab. Технология позволит торговым площадкам, в частности, 
получать сведения о возрасте, поле, поведении и эмоциях покупателей.
Watcom 
Group подписала договор о сотрудничестве с NtechLab, его смысл сводится к 
созданию на базе технологии распознавания лиц FindFace решения для сбора 
информации торгцентрами и ритейлерами. Об этом “Ъ” рассказали представители 
самих компаний. Условия сотрудничества стороны не раскрывают. Гендиректор 
«Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров предполагает, что разработка решения 
может стоить от 30 до 100 млн руб., в зависимости от уровня и точности сбора 
данных. По его подсчетам, базовая стоимость продукта для небольшого торгцентра 
или гипермаркета может составить 15 млн руб.
Технология FindFace стала широко известна в начале 2016 года благодаря созданию 
веб-сервиса, позволяющего найти страницы пользователей «ВКонтакте» по их 
фотографии. Решение на базе этого алгоритма применялось для обеспечения 
безопасности в период чемпионата мира по футболу летом 2018 года.
Гендиректор Watcom Group Роман Скороходов объясняет, что система распознавания 
позволит точно подсчитывать поток, число повторных визитов, вычислять конверсию 
от посетителя к покупателю. По его словам, торговые площадки смогут 
анализировать данные о поле, возрасте, эмоциях клиентов, отслеживать перемещения 
каждой из заданных групп. Решение позволит следить за сотрудниками, предоставляя 
статистику их перемещений, выявлять случаи мошенничества и факты присутствия 
нежелательных посетителей.
Но 
учредитель АНО «Право Роботов» Никита Куликов сомневается, что это возможно. По 
его словам, агрегатор в любом случае захочет получить дополнительные сведения о 
посетителях и вряд ли столкнется со сложностями: технологии уже давно научились 
за доли секунды получать максимум данных через идентификационный номер телефона 
и зарегистрированные сим-карты. Эксперт указывает, что работа систем 
распознавания лиц не противоречит действующему законодательству: «Сейчас 
появляется много новых типов данных, указания на использование которых нет в 
законе о защите персональных данных». По его мнению, спорной остается сама 
концепция использования сведений. «Ритейлеры будут применять их для увеличения 
своей прибыли, в то же время никакой выгоды собственникам этих данных — 
физическим лицам — это не принесет»,— рассуждает он. На этом фоне, по мнению 
господина Куликова, сбор информации о посетителях торгцентров должен привлечь 
внимание Роскомнадзора.
Сейчас 
ритейлеры уже активно следят за своими клиентами. В пресс-службе «Ленты» 
пояснили, что сеть формирует персональные предложения покупателям на основе 
собственных данных из профиля карты лояльности. При этом в «Ленте» пояснили, что 
компания планирует следить за алгоритмом Watcom и NtechLab. В пресс-службе 
группы «М.Видео-Эльдорадо» заинтересовались возможностью использования системы.
kommersant.ru