
Как будет развиваться рынок BPM и 
			какие тренды окажут на него наибольшее влияние? Чего заказчики ждут 
			от современных BPM-инструментов? Об этом и многом другом изданию 
			CNews рассказал Алексей Клочков, коммерческий директор Террасофт.
			CNEWS: Как вы оцениваете 
			российский рынок BPM? Насколько он конкурентен?
			
			Алексей Клочков: 
			Российский рынок показывает постоянный рост: все больше компаний 
			проявляют интерес к BPM-системам. Спрос, в свою очередь, порождает 
			предложение: на рынке уже есть ряд сильных игроков — это как крупные 
			глобальные компании, так и локальные производители. Первые обладают 
			многолетней экспертизой в создании BPM-систем, при этом их продукт 
			довольно дорогостоящий и не вполне учитывает особенности российских 
			компаний. Вторые создают отлично адаптированные к местному рынку 
			системы и постоянно улучшают их характеристики, чтобы в полной мере 
			соответствовать требованиям заказчиков. Да, пока что опыт российских 
			вендоров не настолько внушительный, как у их зарубежных коллег, но 
			это вопрос времени.
			CNEWS: Вы были одними из первых 
			игроков на российском рынке BPM. Как вы пришли к этому направлению, 
			как менялся спрос на BPM-решения?
			
			Алексей Клочков: Мы 
			работаем на рынке корпоративного ПО уже более 16 лет, долгое время 
			концентрируясь на развитии готовых CRM-решений для компаний 
			различных отраслей. При этом основой наших продуктов всегда были 
			инструменты управления бизнес-процессами, так как мы уверены, что 
			построение идеальных взаимоотношений с клиентами без идеально 
			работающих процессов невозможно. Со временем мы начали наблюдать 
			повышение интереса со стороны заказчиков именно к нашей 
			BPM-платформе, поэтому выделили ее в отдельный продукт — bpm’online 
			studio.
			При 
			этом мы видим, что если раньше предприятия в основном внедряли 
			решения точечно, для оптимизации наиболее «горящих» процессов, то 
			сейчас все чаще бизнес хочет управлять всем контуром задач и делать 
			это централизованно. И это неудивительно — только комплексный подход 
			позволяет получить максимум от технологий BPM.
			CNEWS: Кто ваши основные 
			заказчики?
			
			Алексей Клочков: В 
			первую очередь BPM-технологии интересны крупным компаниям с сотнями 
			сложных разветвленных процессов, которые затрагивают работу разных 
			подразделений, а результат зависит от множества факторов. При этом 
			зачастую индустрия не имеет значения — процессный подход к работе 
			актуален как для ритейла или промышленности, так и для 
			государственных учреждений.
			
			Например, ЕВРАЗ, один из ведущих производителей стали в мире, 
			использовал технологии bpm’online с целью автоматизации HR-процессов 
			— в результате была оптимизирована работа более 50 000 сотрудников, 
			а сам проект стал BPM-проектом 2017 года. Нефтяная компания «Татнефть» 
			автоматизировала уже существующий центр обслуживания бизнеса — 
			подразделение, которое предоставляет широкий спектр сервисов 
			сотрудникам, от ИТ-услуг до оформления командировок. Таких примеров 
			— множество: СИБУР, Банк «Возрождение», Tele2 и другие.
			CNEWS: Чего хотят ваши 
			заказчики? Какие задачи они решают с помощью ваших продуктов?
			
			Алексей Клочков: 
			Конечно, заказчиков интересует быстрое внедрение ИТ-решений и 
			адаптация пользователей — в текущих условиях рынка ни один бизнес не 
			готов ждать старта работы новых продуктов годами. Для удовлетворения 
			этого запроса мы активно развиваем Маркетплейс — онлайн-площадку 
			готовых дополнений и коннекторов к разным системам, которые можно 
			быстро установить и начать использовать. А интуитивно понятный 
			интерфейс и использование интеллектуальных технологий позволяет 
			быстро обучить сотрудников работе с системой.
			Также 
			заказчики хотят самостоятельно адаптировать BPM-систему под запросы 
			бизнеса. Bpm’online является low-code платформой, то есть позволяет 
			пользователям быстро, без привлечения разработчиков и дополнительных 
			ресурсов модифицировать систему.
			Кроме 
			того, крупные компании оперируют множеством бизнес-процессов, для 
			управления которыми нужно ежедневно обрабатывать огромные массивы 
			данных. Таким предприятиям необходима высокопроизводительная 
			платформа, которая будет способна поддерживать работоспособность в 
			условиях сверхнагрузок.
			Среди 
			задач, которые решают заказчики bpm’online, — автоматизация 
			нестандартных бизнес-процессов компании, а также обеспечение 
			согласованности всех процессов предприятия. Бизнес-аналитику нужны 
			инструменты для быстрой настройки и автоматизации сквозных процессов, 
			а пользователям — инструменты для более эффективно выполнения своих 
			ежедневных задач в единой среде.
CNEWS: Ощущаете ли вы серьезную конкуренцию 
со стороны западных игроков?
Алексей 
Клочков: Как я уже говорил, рынок BPM довольно 
конкурентен — на нем представлены множество вендоров, многие из которых уже 
довольно давно создают и совершенствуют BPM-продукты. Но несколько факторов 
позволяют нам уверенно чувствовать себя на российском рынке. Во-первых, уже 
упомянутый недостаток экспертизы западных вендоров в работе с локальными 
заказчиками. Во-вторых, успешный опыт реализации BPM-проектов и развитая 
партнерская сеть. В-третьих, платформа и продукты bpm’online ежегодно 
завоевывают престижные награды, а также высоко оцениваются ведущими 
аналитическими агентствами мира, в том числе Gartner и Forrester.
CNEWS: Какие технологические тренды 
актуальны на рынке BPM-решений?
Алексей 
Клочков: Мы выделяем несколько трендов, которые 
будут влиять на развитие рынка BPM в ближайшие годы. Во-первых, это 
стремительное распространение интеллектуальных технологий, таких как 
искусственный интеллект или машинное обучение. Они помогают автоматизировать 
выполнение рутинных задач, быстрее получать необходимый результат, а также 
повысить скорость и качество принятия решений.
Второй тренд — 
low-code платформы. Это один из тех инструментов, благодаря которому предприятия 
могут адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка. Возможность 
модифицировать и кастомизировать BPM-системы без или с минимальным 
использованием программирования позволяет компаниям ускорить внедрение новых 
решений, а в результате — быстрее достигать бизнес-целей.
Еще один важный 
тренд — повсеместная интеграция с разными системами. Появляется все больше 
готовых коннекторов, развиваются API и пользовательские инструменты для быстрой 
интеграции с другими инструментами. Кроме того, продолжают активно развиваться 
облачные платформы и сервисы, которые значительно снижают расход финансовых и 
временных ресурсов бизнеса.
CNEWS: Как развивается ваш продукт? У вас 
есть четкая стратегия или вы ориентируетесь на запросы клиентов?
Алексей 
Клочков: Продукты bpm’online развиваются под 
влиянием двух факторов. В первую очередь, мы следуем нашей миссии и фокусируемся 
на создании таких продуктов, которые помогут компаниям быстрее внедрять 
инновации и достигать нужных результатов. Второй фактор — обратная связь от 
пользователей. Мы на постоянной основе собираем отзывы обо всех наших продуктах 
и используем их при подготовке очередного пакета обновлений. В результате такого 
подхода мы выпускаем несколько больших релизов в год, которые охватывают 
глобальные улучшения системы, а также регулярные пакеты обновлений каждые 3-4 
недели.
С инструментами 
для автоматизации процессов нам все понятно — мы активно от версии к версии их 
развиваем. Но у нас накопилось достаточно много пожеланий от бизнес-аналитиков и 
других наших пользователей касательно инструментов, которые могли бы упростить 
этапы создания и описания процессов. Эти этапы, как правило, являются сложными и 
длительными, что влияет на скорость внедрения изменений в масштабах всей 
компании. Поэтому сейчас мы активно работаем над новым продуктом — bpm’online 
designer — с картой процессов, режимом совместного редактирования и 
комментирования процессов, а также множеством других востребованных функций для 
специалистов по бизнес-процессам. Продукт готовится к выходу в первом квартале 
2019 года и будет доступен пользователям по модели “freemium”. Я уверен, что он 
станет прорывом на рынке BPM.
(интервью изданию CNews)