Владимир Водянов. Microsoft Беларусь прогнозирует рост рынка CRM-систем
Дмитрий Смирнов, 42.TUT.BY
По прогнозам Gartner, мировой объем рынка CRM-решений в этом году
достигнет 32 млрд долларов. В Беларуси это направление также бурно развивается:
CRM-системы внедряют у себя банки, магазины, государственные и некоммерческие
организации. О том, что сейчас происходит на рынке, 42.TUT.BY рассказал директор
по продажам Microsoft Business Solution в Центральной и Восточной Европе
Владимир Водянов.
В каком направлении совершенствуются CRM-системы? На что делает акцент Microsoft?
Долгосрочное развитие идет по трем основным направлениям. Первое – это простота.
Количество пользователей CRM-систем постоянно растет. Это очень разные люди и
чтобы им всем было комфортно, продукт должен быть понятным.
Второй момент – возможности. Каждая новая версия системы предоставляет
пользователю все больший объем данных. Это тренд на рынке, который обусловлен
развитием интернета и доступностью информации. Аналитики отмечают, что сегодня
клиент уже при первом звонке "готов". То есть, он не звонит, как раньше получить
консультацию и "прощупать почву". Современный, покупатель хорошо знает, что
представляет собой продукт, задает глубокие вопросы и, естественно, ожидает, что
продавец будет в состоянии быстро и грамотно на них ответить. Задача
разработчиков – дать человеку, работающему с клиентом, возможность получить всю
необходимую информацию. Поэтому в Microsoft Dynamics CRM интегрирована масса
инструментов, включая корпоративную социальную сеть Yammer и так далее.
Третья тенденция – развитие с точки зрения Social. На белорусском рынке в
ближайшее время будет доступен Microsoft Social Listening. Это облачный сервис,
при помощи которого можно отслеживать упоминания бренда и продуктов в социальных
сетях. Таким образом, компании получают мощный маркетинговый инструмент и могут
гораздо лучше подготовиться к работе с клиентом.
О каких именно социальных сетях идет речь?
Пока охвачены мировые сервисы типа Facebook и Twitter.
Но для русскоязычного рынка интересны также "ВКонтакте", "Живой журнал"…
С локальными социальными сетями мы пока не работаем, но они, вероятно, появятся
в будущем. Я думаю, что перспективы у местных сетей есть, хотя бы потому, что
они глобализируются. Если в Беларуси миллион зарегистрированных пользователей FB
и два миллиона ВК, то это уже сравнимые величины. Мы уже не можем сказать, у
этих всего 3%, а у тех – целых 50%.
Есть ли разница в менталитете пользователей Microsoft Dynamics CRM в
странах Таможенного союза, по сравнению Европой?
Есть, но, на мой взгляд, она больше связана не с менталитетом, а с уровнем
развития рынка. Постсоветские страны еще не до конца прошли изначальный момент
автоматизации. До сих пор здесь есть компании, которые в принципе не
автоматизировали процесс продаж, тогда как в Западной Европе и США таких почти
не осталось. Поэтому получается что, например, в финансовом секторе Беларуси и
России, наиболее популярны фронт-офисные системы и некоторые процессы
автоматизации продаж. А в Европе и США мы говорим о сложных loss-management
продуктах, управлении активами клиентов и так далее. То есть там решается уже
следующий этап задач. Ну и облачный тренд на Западе чувствуется гораздо сильнее.
Несмотря на положительные сдвиги, в целом надо признать, что для нас пока
характерно некоторое базовое недоверие к облачным технологиям. По моим ощущениям
по "облакам" мы отстаем от развитых стран года на два.
Есть ли отличия между Беларусью и Россией?
Скажем так, в России есть организации, которые автоматизированы намного лучше
белорусских, но в то же время и менее развитых хватает. То есть за счет размеров
рынка спектр более широкий. А тенденции в общем одинаковые.
На какие страны в ЕС белорусам следует ориентироваться в плане
CRM-систем?
Если речь о банковском секторе, то – Нидерланды и Великобритания. Если
перенимать опыт, то у них. В США рынок достаточно сильно отличается, да и
работающих американских банков в нашем регионе почти нет. В Великобритании один
из наиболее интересных банк – Metro Bank. Этот банк начал работу в 2010 году. Он
является первым новым банком в стране с 1872 года и, на данный момент, вероятно,
самой быстрорастущей и прогрессивной финансовой организацией острова.
Что происходит в Таможенном союзе с рынком CRM-систем?
Основные сегменты роста: традиционно финансы, телеком, заметную активность
проявляют государственные организации, потому что CRM – это не только
автоматизация процесса продаж, но скорее автоматизация процесса взаимодействия
между группами людей. У нас большое количество проектов в России и других
странах именно с госорганами. CRM позволяет властным структурам эффективнее
взаимодействовать с населением. Ну и еще одна точка роста, о которой стоит
упомянуть – энергетика.
Остаются еще профессиональные услуги и дистрибьюция. Применительно к Беларуси по
нашему продукту я вижу здесь две тенденции. Во-первых, происходит укрупнение
средних проектов, как в силу развития продуктов, так и компетенции канала
(сейчас мы можем делать продукты любой сложности и любого размера). С другой
стороны, мы видим рост интереса к облачным технологиям, о котором я уже говорил.
Облачный сегмент показывает максимальный рост правда пока при минимальных
объемах.
Как рынок будет развиваться в перспективе? Большинство экономистов
считает, что в ближайшее время нас ждет рецессия.
Понятно, что мы зависим от динамики IT-рынка в целом, но глобальные задачи
никуда не денутся. Потребители становятся требовательнее и ожидают улучшения
качества работы с ними. Даже если в целом рынок не будет расти, все равно
придется что-то делать с молодежью, которая ожидает, скажем, омниканального
обслуживания, не готова приходить ногами в банк за кредитом, а хочет все делать
через интернет. Поэтому, если экономика в принципе будет работать, очевидно, что
рынок CRM-систем, который у нас еще слишком маленький все равно будет расти.
Вопрос только, какими темпами.
Продавая свои CRM-системы Microsoft ориентируется на прибыль или долю
рынка?
Естественно, прибыль никто не отменял, мы все-таки коммерческая организация, но
если говорить о CRM-системах, то доля рынка важнее. Особенно доля рынка в
"облаке", потому что облачный CRM растет во всем мире и будет расти еще долго.
Ну и вообще не будем забывать о том, что на рынке CRM-систем наша доля, в
отличие от офиса, где сейчас действительно важнее финансовый результат, не
доминирующая – ее еще надо наращивать.
_______________________________________________________________________
ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:
7 причин, почему внедрение CRM приносит одни проблемы
В какой CRM работают крупные компании?
Обзор CRM-системы BPMSoft
Презентация Битрикс24 Орион
Введение в Microsoft Dynamics 365 Copilot
Разбор SBER CRM
Аналоги 1С:Предприятие
Новые механизмы RegionSoft CRM 8.0
Что такое CSAT?
CRM-система 一 что это такое?
Обзор новинок релиза Битрикс24.Полярная звезда
Пишем клиентам из Planfix в Telegram
«Арника» - система управления салоном красоты
Переход с SAP на 1С за 1,5 месяца. Опыт компании Zentiva
CRM-маркетинг в Битрикс24: Сегментация клиентов
Как внедряли новый процессинг для программ лояльности «Пятёрочки» и «Перекрёстка»
Какая в Мегаплане воронка продаж?
Результаты качественного исследования программ лояльности и CRM-маркетинга в России
Презентация новой версии amoCRM 2022
Чем хороша Low-code BPMS платформа от Comindware?
|