KPI (Key Performance Indicators,
ключевые показатели эффективности) – три буквы на устах каждого руководителя,
который задумывался об оценке эффективности работы компании. Почему во многих
случаях внедрение KPI на предприятии превращается в профанацию, не приносит
ожидаемого эффекта – личными наблюдениями делится Виталий Чёрный.
Виталий Чёрный
1. Готовность работать с
полученными результатами
В настоящее время у белорусского
бизнеса есть понимания важности оценки эффективности своих ежедневных
бизнес-процессов, работы каждого из сотрудников, проводимых мероприятий. Оценка
по KPI выявит и покажет руководителю узкие места в «общей картине». Однако
зачастую руководители не умеют, не готовы работать с полученными результатами.
Полученная аналитика
используется, прежде всего, для «нагоняя» ответственным вместо разработки плана
по исправлению ситуации. Не внедряйте систему оценки по KPI, если вы не
собираетесь системно и постоянно улучшать бизнес-процессы в компании и работать
с дополнительной аналитической информацией.
2. Для контроля по «факту» надо
иметь стратегический план развития бизнеса
Отсутствие целей у большинства
компаний – это отсутствие «маркеров» развития. Оценка по KPI позволяет
определить координаты «где мы» и указать маршрут «куда нам», что зачастую
забывают инициаторы внедрения KPI. В итоге полученные результаты используются
для оценки состояния «как мы» относительно состояния «как у всех», «как на
рынке», «как в стране».
Не стоит ставить во главу угла
оценку по KPI, если в компании отсутствует стратегическое планирование.
3. KPI не решит проблему
отсутствия комплексной системы мотивации
Внедрение KPI без разработки
комплексной системы мотивации сотрудников, одна из самых распространенных
ошибок, создающая обратный эффект – демотивацию. Помимо прямой материальной
мотивации в виде денежных доходов (процент от продаж, KPI, бонусы) в комплекс
необходимо включить косвенную материальную мотивацию (различные мероприятия,
компенсации и т.д.), а также нематериальную мотивацию (перспективы роста,
отношения, рабочие условия, создание возможностей и прочее).
Оценка по KPI, предоставляющая
необходимую аналитику, одна из некоторых составляющих материальной мотивации,
которая позволит направить энергию сотрудников в нужное русло. Но не занимайтесь
подменой понятий, не путайте комплексную мотивацию с оценкой по KPI, не
пытайтесь заменить целое его частью.
4. Не стоит копировать KPI и
оценивать работу по чужим планам
Бездумный бенчмаркинг не лучшее
занятие. Однако нередко из разных источников делается выборка из «умных» и
приглянувшихся KPI, получается по итогу «суповой набор», который впоследствии
всей командой пытаются «натянуть» на план развития компании и сформировать на
его основании шаблоны матриц эффективности.
В результате получается, что
«суповой набор» в лучшем случае кое-как сопоставим с планами развития, в худшем
– затрудняет их осуществление. Внедрение KPI подразумевает использование лишь
тех показателей, которые отражают реальную ситуацию в компании и ее продвижения
к поставленным стратегическим целям.
5. Понимать всю цепочку
причинно-следственных связей
Невозможно влиять на показатели,
с которыми не ведется работа и между которыми не выстроена причинно-следственная
связь. Все должно быть взаимосвязано: средний чек ⇒ инструменты по работе с
ним ⇒ набор дополнительных метрик ⇒ бизнес процессы ⇒ персонал.
Выбросив из этой цепочки звено –
показатель станет неуправляемым. Поэтому при внедрении KPI важно уделять особое
внимание декомпозиции и выстраиванию причинно-следственных связей между
показателями для избежания проблем в будущем.
6. Отвечать можно за то, на что
влияешь
При формировании матрицы
эффективности (набор показателей для объекта управления) важно точно выбрать
правильно рассчитанные показатели для последующей оценки. Это поможет избежать
проблем с полной или частичной невозможностью ответственного влиять на
результат. Поэтому при разработке матриц эффективности на основе KPI, надо
понимать, что линейный руководитель не может отвечать за чистую прибыль
компании, а продавец не может продать 100 зажигалок за месяц, если зажигалки
«застряли» в пути и появятся на складе только к концу месяца.
Внимательное отношение к
разработке матриц эффективности позволит в будущем избежать разнообразных
проблем с внедрением KPI.
7. Избегайте классических
ошибочных установок
Возложения чрезмерных
надежд на KPI – все наши
проблемы будут решены;
Недостаток терпения – не
принесло результата за неделю/месяц/квартал;
Нет времени и желания
собирать из разных источников и обрабатывать результаты;
Нет желания работать с
результатами, развивать и улучшать бизнес-процессы;
Пропал азарт и «спустили на
тормоза»;
Индивидуальное и коллективное
торпедирование грядущих нововведений;
Попытка охватить все и сразу
и др.
KPI – не волшебная палочка,
которая все исправит и решит все проблемы, это очень обширный аналитический
инструмент с которым надо много работать, который удобен в сочетании с
концепцией сбалансированной системы показателей (ССП, англ. Balanced Scorecard,
BSC).
Внедрение KPI на первоначальном
этапе, как и любое другое фундаментальное изменение, – потребует очень много
сил, времени и нервов. Но терпение и труд, как известно, все перетрут.
«Про
бизнес.»