Обзор рынка CRM от 12 февраля 2008г.
Новый високосный год начался с сюрприза для CRM рынка. Системный
интегратор "Техносерв А/С" приобрёл компанию Спутник Лаборатории. Как известно,
Спутник Лаборатории одна из старейших компаний на нашем молодом CRM рынке, и
отличается развитой CRM практикой. За 7 лет ею реализовано 70 проектов внедрения
CRM систем Oracle Siebel CRM, Sage SalesLogix и Microsoft Dynamics CRM. IDC
оценила доходы Sputnik Labs за 2006 г. от продажи систем, автоматизирующих
работу внешних подразделений компаний, в $4,5 млн. «Техносерв А/С» — российский
системный интегратор, входящий в составленную IDC пятерку крупнейших IT-компаний
страны. Понятно, что возможность усилить CRM направление системному интегратору
не хотелось упускать. Вот только почему Группа Спутник согласилась расстаться с
непрофильным активом только сейчас?
Ольга Рубцова, Директор по развитию бизнеса Sputnik Labs, так комментирует это
событие: «Ни для кого ни секрет, что для Группы Спутник наш бизнес всегда был не
профильным и по большому счету не очень интересным. При этом, обладая командой
высоко профессиональных и инициативных специалистов в своей области, у нас
постоянно возникают идеи относительно инновационных проектов, требующих
серьезных инвестиций. Техносерв в этом отношении является как раз идеальным
акционером для Sputnik Labs, поскольку […] не будет вмешиваться в управление и
операционную деятельность компании. Соответственно говорить о том, что Спутник
Лаборатория перестанет существовать как компания в принципе не корректно. Более
того, именно Sputnik Labs поглощает crm-практику Техносерв, а не наоборот.”
Однако из практики слияний и поглощений известно, что не все специалисты и
менеджеры адаптируются к правилам бизнеса в новых компаниях, поэтому рынок
подсознательно ждет изменений как в руководстве Sputnik Labs, так и появления
предложения высококлассных специалистов на рынке труда. Мы вернемся к этому
вопросу через год, когда адаптация уже произойдет.
Также хочется отметить расширение спектра внедряемых систем в компании "ФБ
Консалт" – теперь гуру CRM рынка Адрей Павлов будет продвигать не только решения
Sage, но и решения SAP CRM, которые более подходят для крупных предприятий
различных сегментов рынка. "ФБ Консалт" движется своим путем, не копируя
стратегию конкурентов. Результаты такого выбора мы с вами увидим уже в этом
году.
Решение Siebel, попавшее в тесные объятия Oracle, пока не утеряло своих
замечательных качеств :), что позволяет надеяться и на продолжение лидерства в
CRM сфере и на выход новых, еще более продвинутых версий.
Отметим также рост числа компаний, внедряющих CRM решения Microsoft. Microsoft
Dynamics CRM стал надежной массовой платформой для решений в различных отраслях,
растет количество сертифицированных специалистов по данному продукту, снижаются
риски при внедрении – это все благоприятно сказывается на росте доли рынка,
занимаемым этим продуктом. Теперь, с выходом Microsoft Dynamics CRM 4.0,
поддерживающей и хостинговые варианты использования, этот рост будет нарастать.
Если мы упомянули Microsoft Dynamics CRM 4.0 как платформу для хостинговых
решений, то нельзя не упомянуть усилия других компаний по завоеванию этого
рынка. Компании Systematic Software Solutions, iGate ltd. и A-Tek предлагают
использовать локализованный NetSuite CRM с удаленным доступом из любой точки
земного шара. А компания Asoft предлагает свое решение Asoft CRM, годное как для
хостингового применения, так и для установки в локальной сети – но в любом
случае для доступа к системе достаточно запустить интернет браузер.
В целом CRM рынок постепенно насыщается и входит в зону большего взаимодействия
между участниками рынка. Будут новые слияния и поглощения, усилится роль
общественных объединений и ассоциаций. Возрастет спрос на обучающие программы и
сертификацию специалистов, появяться новые книги и учебные пособия, в которых мы
наконец сможем прочитать каноническое определение термина CRM с учетом наших
российских реалий.
Клиенты, уже сейчас не уступающие консультантам в общей эрудиции, будут задавать
все более глубокие и каверзные вопросы, что потребует более глубокой
квалификации и специализации CRM специалистов.
Стоимость услуг CRM консультантов будет расти и вскоре сравняется с уровнем
оплаты услуг ERP специалистов. В связи с этим поток знаний с Запада будет
реализовываться и через личности приглашенных специалистов. Впрочем, наша
специфика все равно будет требовать кадров с местным опытом внедрений, так что
престиж CRM консультанта будет только расти, и спрос на подготовленных
специалистов останется высоким.
Остается пожелать всем участникам рынка успехов, а заказчикам удачных внедрений
и терпения – ведь все новое, возникающее в бизнесе, требует периода адаптации.
© Copyright CRMOnline 2002-2008 Публикация без ссылки на CRMONLINE.RU запрещена.
|