2. Другие компоненты стоимости CRM-решения
Из чего складывается стоимость CRM-решения?
Стоимость решения = стоимость лицензий + стоимость внедрения +
стоимость обучения + стоимость доработок (+ стоимость аппаратных средств)
В случае внедрения CRM по-требованию стоимость аппаратных средств обычно равна нулю.
Такая характеристика как TCO
CRM системы (можно перевести как полная стоимость владения системой) рассчитывается более сложным образом, и включает в себя дополнительно организационные и эксплуатационные расходы. В больших компаниях расчет TCO сам по себе является нетривиальной задачей, трудоемок и дорог.
3. Замечания по дополнительным затратам
В случае, если используется специальное ПО СУБД, в общую стоимость лицензий
необходимо также добавить стоимость лицензий на ПО СУБД, которая обычно не
включается в стоимость лицензий на ПО CRM.
Что касается стоимости внедрения, то она может колебаться от 0 до 300%% от общей
стоимости лицензий. Наиболее часто встречается предложение о внедрении за 20-50%%
от стоимости лицензий (имеются в виду системы CRM начального и среднего уровня).
Иногда стоимость внедрения учитывается в общей цене решения, без выделения.
Ставки консультантов CRM начинаются с 25$/час и достигают 100$ в час и более.
Не забудьте добавить к этому затраты на обучение специалистов и администратора
CRM системы.
Стоимость доработки системы под ваши требования, разработка коннекторов для
связи с ERP системами и системами документооборота может колебаться в широких
пределах у разных компаний. В основном стоимость определяется трудоемкостью
доработки, уровнем оплаты программистов и известностью компании.
Необходимость закупать дополнительное оборудование возникает в проектах,
где требуется использовать выделенный сервер для работы серверной части CRM,
включая промышленную СУБД.
В проектах автоматизации, затрагивающих field sales, необходимо учесть
стоимость КПК для sales managers.
Стоимость эксплуатации, платного сопровождения и update новыми версиями
также немаловажная часть общей стоимости CRM-решения.
Эти затраты отличаются от "мгновенной" стоимости решения для покупателя тем,
что производятся в течение определенного срока после покупки, и размером затрат
можно управлять в определенных пределах.
Если в состав решения входит Call-центр, то его стоимость может неприятно
удивить покупателя: "железные решения" отличаются высокой ценой.
|